Программа «Золотой маски» в этом году как никогда полна авангарда и экспериментов. Оставив за скобками спектакли московского репертуара, «ВД» выбрал пятерку самых актуальных постановок, сделанных российскими режиссерами в других городах, от Новосибирска до Хельсинки.

«Лир»
Театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург

5 апреля
Театральный центр «На Страстном»

Самый радикальный спектакль последних лет, который потряс не только чинный Петербург, но и видавшую виды Москву. Известный бунтарь Константин Богомолов перенес действие шекспировского «Короля Лира» из средневековой Англии в Советский Союз. Кроме того, все женские роли он доверил мужчинам, а мужские — дамам. Великолепная и многоликая Роза Хайруллина изображает Лира то жестоким кремлевским горцем, то блатным паханом, то трогательным побитым псом. В этом спектакле вообще нет однозначно положительных персонажей: «плохие» дочери Лира с мужьями тут выглядят как надутые члены политбюро, а «хорошая» Корделия превращается в фашистского ястреба, намеренного стереть зловонное королевство с лица земли. Деконструкцию советских мифов Богомолов продолжил в спектакле «Табакерки» «Год, когда я не родился» — он тоже вошел в конкурсную программу «Маски». Но «Лир» вызвал в театральной среде гораздо больше споров — и уважающий себя зритель просто обязан составить о нем собственное мнение.


«Дядя Ваня»
Театр Klockrike, Хельсинки
27, 28 марта
Центр им. Вс. Мейерхольда

Еще один enfant terrible русского театра Андрий Жолдак сейчас больше ставит за рубежом, где его фантасмагорические опусы принимают с восторгом. После успеха грандиозной «Анны Карениной» в Городском театре Турку режиссера позвали в финскую столицу, где он поставил «Дядю Ваню» как историю сжигающей страсти. В этом спектакле не пять пудов любви, а 451 градус по Фаренгейту. За сценой слышится треск пожара. Астрова и Елену бросает друг к другу с такой силой, что на их пути рушатся двери и стены. Иногда героиня, в чьих жилах, по словам дяди Вани, течет русалочья кровь, пристегивает хвост и ныряет в бассейн. Там же охлаждают свой любовный пыл и другие герои. При этом Жолдак довольно точно следует тексту пьесы, что для него совершенно нетипично, и помещает героев в традиционный усадебный интерьер. Но спектакль лишь прикидывается классической чеховской драмой — томление духа здесь полностью заменено томлением плоти, а визуальные фантазии режиссера гораздо интереснее хрестоматийных монологов.


«Гедда Габлер»
Александринский театр

20, 21 марта
МТЮЗ

Герои Ибсена в интерпретации Камы Гинкаса, наоборот, обитают в вымороженном, космически холодном мире. Художник Сергей Бархин выстроил ультрасовременные интерьеры из стекла и пластика. Но Гедде Габлер в исполнении Марии Луговой противен и скучен этот респектабельный дом. Она никакая не женщина-вамп, а совсем юная девчонка-максималистка, которая требует от судьбы все или ничего. Она расхаживает перед гостями в нижнем белье, издевается над благопристойностью товарок, палит из пистолетов и таскает из аквариума золотых рыбок.Гедда мечтает об абсолютной свободе и до ужаса боится пошлой обыденности, которая представляется ей гадким копошением муравьев — на экране нам покажут краткий курс происхождения видов, где кто-то кого-то пожирает, кто-то с кем-то спаривается. Гедда не хочет стать звеном этой цепочки дарвиновской эволюции — и убивает себя вместе с не рожденным еще ребенком. Спектакль Гинкаса называли злым, шокирующим, эпатажным. Что ж, этот режиссер никогда не позволял зрителям с комфортом наслаждаться искусством. Зато всегда задевал болезненные струны и давал пищу для размышлений.


«Август. Графство Осейдж»
Театр «Глобус», Новосибирск
9, 10 апреля, Театр им. Моссовета

Не менее жарская атмосфера досталась героям пьесы американца Трейси Леттса. Они живут в раскаленной Оклахоме, в наглухо запертом доме, где мрут даже тропические попугайчики. Духота здесь не только климатическая, но и экзистенциальная. Домочадцы готовы вцепиться друг другу в глотку при первой возможности, а из шкафов то и дело выпадают скелеты семейных тайн. Эту крепкую пьесу, напоминающую драмы Теннесси Уильямса и Юджина О’Нила, в последнее время взяли в оборот российские театры. На прошлую «Золотую маску» приезжал добротный спектакль Омской драмы, недавно «Август» поставили в Театре Маяковского. Но Марат Гацалов в новосибирском «Глобусе» предложил, пожалуй, самую интересную трактовку пьесы, приближенную к нашим реалиям. Зрители здесь сидят по периметру сцены, но часть декораций находится за их спинами, там тоже идет игра, а какие-то интимные подробности транслируются на экранах телевизоров. Мы окружены действием со всех сторон и поставлены в положение подглядывающих. Тут уж хочешь не хочешь, а придется втянуться в бесконечные семейные разборки и принять за истину, что ад — это другие.


«Злая девушка»
ТЮЗ им. Брянцева, Театр POST, Санкт-Петербург
4 апреля, Школа современной фотографии Photoplay

«Я свободен» Театр POST, Санкт-Петербург
6, 7 марта Театр. doc

«Солдат» Театр POST, Санкт-Петербург
31 марта Театр. doc

Ученик Льва Додина Дмитрий Волкострелов в последнее время считается главным авангардистом и вообще надеждой русской сцены. Он уходит дальше всех от традиционного театра и не боится смелых опытов. На нынешней «Золотой маске» представлены три его спектакля — и все по пьесам Павла Пряжко. Попавший в номинацию «Эксперимент» «Солдат» длится ровно десять минут: пять из них герой, пришедший в увольнительную, моется в душе, а потом выходит на сцену и сообщает, что больше не вернется в армию. Все остальное зрителю предлагают додумать самому. Или вот спектакль «Я свободен», вошедший в программу «Маска +» — здесь режиссер просто стоит на сцене с ноутбуком и молча показывает слайды, которые к финалу складываются в несколько самостоятельных историй. В основной конкурс попала самая традиционная из всех трех «Злая девушка» — рассказ о современных тридцатилетних, чья жизнь вполне благополучна и проходит за играми в скрабл и фильмами Годара, но при этом полностью лишена смысла. В общем, если хотите быть в курсе последних театральных тенденций — вы должны это увидеть.

фото: Пресс-служба фестиваля