Лучшие образцы хореографического искусства ХХ века в исполнении американкой труппы город Аспен.

Чем хороша Америка — всякий крошечный городок может позволить себе любую причуду. Захотели жители открыть музей автомобильных шин — откроют. Решили финансировать воспроизводство морских котиков — да пожалуйста. Город Аспен штата Колорадо решил завести балетную труппу. И правильно сделал. Сейчас Aspen Santa Fe Ballet приезжает в Москву благодаря официальномуп окровительству Посольства США в Москве, а это значит, что труппа прошла придирчивый контроль качества: представлять государство даже при всех нынешних открытых границах и вообще интернете все-таки дело серьезное.

Два вечера на сцене Российского молодежного театра обещают массу впечатлений, и вот почему. Как бы ни была мала и крошечна по нашим российским меркам труппа, в образовании ее артистов присутствуют все без исключения образовательные техники танца — от классического балета до ориентированного на растяжение связок пилатеса. То же и в репертуаре. Идеологических препон танец в Америке не ведал, потому и стили самые разнообразные. Пригоршню этого богатст ва противоположностей покажут москвичам. В афише три одноактных балета современных хореографов: Last Алехандро Черрудо на музыку Хенрика Гурецкого, Stamping ground Иржи Килиана на музыку Карлоса Чавеса и Over Glow хореографа Йормы Эло на музыку Феликса Мендельсонаи Людвига ван Бетховена.

По американским меркам труппа даже взрослая, основана в 1996 году. Через четыре года после рождения она расширилась и стала располагаться одновременно в Аспене и Санта-Фе штата Нью-Мексика. Повзрослев, труппа сформулировала и собственные художественные принципы, из которых главный — творчество на перекрестке балета и современного танца. Принцип принципом

, но действительность выглядит даже лучше, чем могло быть. ASFB безо всяких комплексов относительно собственногопровинциального происхождения активно сотрудничает с лучшими хореографами мира. По большей части это новое поколение: неведомые в России Николо Фонте (сделал 10 постановок специально для ASFB), Джакопо Годани, Хелен Пикетт и другие. Однако об уровне «ряда» мы можем судить, поскольку в нем есть также Эдвард Льянг, делавший симпатичный спектакль для Новосибирского театра оперы и балета. И Йорма Эло (от него у американцев четыре постановки), знакомый нам гораздо лучше других: урожденный финн,бывший стажер Вагановской академии классического балета, он едва не стал худруком балета МАМТа, но предпочел статус вольного художника. А теперь еще и удовлетворился двумя постановками в репертуаре московских театров — МАМТа и Большого.

В репертуаре ASFB, кроме того, лучшие образцы хореографического искусства ХХ века. Тут уже действительно проверенная временем команда the best. Есть опусыУильяма Форсайта, ИржиКилиана и национальныдостояний Америки Твайлы Тарп и Пола Тэйлора. Лето и зиму ASFB вместе с директорами Томом Мосбрукером и Жаном-Филипом Малати проводит на домашних базах в Аспене и Санта-Фе, а между тем активно гастролирует. По США, где выступала почти во всех штатах и на престижных площадках Кеннеди-Центра, танцевальных фестивалей Fall for Danceи Jacob’s Pillow. И по миру, побывав не только в соседних по полушарию Канаде и Бразилии, но и во Франции, в Италии, Греции, Израиле и так далее. Теперь впервые приезжает в Россию — проявите любопытство.

фото: архив журнала