Молодая актриса Театра им. Вахтангова, красавица Ольга Лерман сыграла Татьяну Ларину в новом спектакле-хите Римаса Туминаса «Евгений Онегин». В интервью журналу «Ваш Досуг» она рассказала о том, как ей досталась эта роль. А заодно о юморе Пушкина, философии Туминаса и своих мечтах.
Мои родители всю жизнь работают в театре. Мама — помощник режиссера в Театре им. Самеда Вургуна города Баку. Папа — артист. Когда я была маленькая, мне часто приходилось выступать на сцене в детских спектаклях, но при этом актрисой я быть не хотела. Мечтала стать балериной. И я поступила в Хореографическое училище города Баку, последние три курса заканчивала в Краснодаре. Ближе к выпуску поняла, что не хочу всю жизнь отдать танцам. Станцевала отчётный концерт и улетела в Москву, поступать в Театральный Институт.
«Иногда мне кажется, я родилась не в свое время»
Как ты поступала, и чем тебе запомнились годы учебы?
Я с первого раза поступила в Театральный институт им. Щукина. Учиться мне нравилось, я встретила множество интересных людей, педагоги всегда относились с душой. Но если бы мне сейчас предложили еще поучиться, я бы отказалась. Дело не в усталости, просто этот этап завершился. Я хочу настоящей работы.
Ближе к концу учебы Александр Анатольевич Коручеков поставил в Щуке «Незаученную комедию». Я играла Арлекина и Яростную влюблённую. На спектакль пришла Галина Львовна Коновалова (актриса нашего театра, а также заведующая труппой), потом пригласила Римаса Туминаса. Он пришел. Мы с ним поговорили. На тот момент я не видела ни одного его спектакля. Он просто показался мне хорошим человеком, которому можно доверять. Но было одно «но» — на тот момент я уже работала в Театре Сатиры. Пришлось идти с повинной к Александру Анатольевичу Ширвиндту — мол, так и так, хочу играть в вахтанговском театре. При этом я очень просила оставить мне мои роли в Сатире. Он отказался. Сегодня, конечно, я ни о чем не жалею. Там я играла Малыша в спектакле «Малыш и Карлсон», а здесь — Анну Каренину.
«Я не желею о своем выборе. В Сатире я играла Малыша, а в Театре Вахтангова — Анну Каренину»
Я не думала соглашаться мне или нет. Я была ошарашена самим предложением. До последнего не верила, думала, если буду кого-то играть, то Китти. А что касается жанра спектаклей Анжелики, они понятны без слов. Понятны и прекрасны.
Сразу после Карениной ты получила роль Кармен в еще одном спектакле Холиной. Как они изменили тебя?
Меня изменили не роли, а сама Анжелика Холина. После встречи с ней, я взглянула на себя с совершенно другой стороны. Я стала внимательней относиться к себе, к своему любимому делу. Для меня было большим подарком после первой роли получить предложение о второй. Это большой комплимент.
Что было самым трудным в работе?
Пришлось вспомнить хореографическое училище, снова отказать себе в еде. Кроме того, хореография Анжелики сильно отличается от классической. Каждое движение в ее партитуре что-то означает. Я танцую как будто проговариваю текст. К этому поначалу трудно было привыкнуть.
«Я безумно хотела играть Татьяну. Пришла к Римасу и упросила меня послушать»
В первую очередь, я научились существовать в огромном коллективе. Когда я училась, я была сама себе хозяйкой. Сама искала реквизит, придумывала костюм и грим. А в театре каждой частью моего персонажа занимаются отдельные люди. Есть опасность расслабиться, растеряться. У меня так было. Мне было странно придумать в своей голове один образ, а потом стыковать его с тем, что придумал художник или костюмер.
У тебя есть любимый спектакль в родном театре?
Я люблю «Ветер шумит в тополях». Я знаю, что критики спектакль не оценили. Мне все равно. Спектакль замечательный, я плакала.
Как ты попала в спектакль «Евгений Онегин»? Ведь, насколько я знаю, предполагалась одна актриса на эту роль — Вильма Кутавичюте.
Так и есть. Но я безумно хотела играть. Поймала в коридоре Римаса Владимировича и попросила его разрешить мне присутствовать на репетициях и дать шанс прочитать «Письмо Татьяны». Конечно, я читала плохо, с трагическими интонациями. Но Римас Владимирович все-таки меня взял в спектакль.
«Римас Туминас непредсказуем. Он как отдельная планета»
Всё было: пот, слезы... Многое не получалось, думаю, и сейчас многое не получается. Римас Туминас непредсказуем. Он как отдельная планета. Безусловно, очень глубокий человек, он умеет вытаскивает из артиста такое, о чем сам артист даже не догадывается. Бывает диктатором, может накричать. Пока мы репетировали «Онегина», я его и ненавидела, и любила, и разочаровывалась, и снова любила. После выпуска появилось чувство благодарности. Конечно, я не все понимаю в его философии, но точно знаю, что это только в силу моего возраста.
Перед тем, как начать работу над ролью Татьяны, ты, наверняка, перечитала роман «Евгений Онегин».
О да. Разница между впечатлениями от чтения в школе и сейчас огромна. Я считаю преступлением заставлять зубрить Пушкина в школе. Его же поэтому все ненавидят. Для меня самой это всегда был «тяжелый школьный Пушкин». Сейчас же я открыла его заново. И воздушный слог, и удивительное чувство юмора. Да, собственно, и саму героиню я увидела другой. Сначала она была для меня мечтательной барышней. А потом я разглядела в ней дикость, жесткость. Характер, наконец. У нее на все есть свой взгляд. .
Тебе это близко?
Мне многое близко в моей героине. Отношение к жизни, к любви, к верности. Иногда мне вообще кажется, что я родилась не в свое время. Сегодня совсем другие идеалы.
Твои представления о героине всегда совпадали с видением Римаса Туминаса?
Не всегда, но я не спорила. Он в сто тысяч раз больше меня понимает. Помню, как мы репетировали сцену с няней. Я произносила текст томным голосом, растягивая слова, заламывая руки. Он остановил и предложил сыграть любовную горячку, сумасшествие. И все сразу пошло, как по маслу. Татьяна живет сердцем, дышит, как чувствует. Она ничего из себя не изображает.
Ты упомянула сцену с няней. Ее играет Людмила Максакова. С тобой рядом играют и другие звезды — Юлия Борисова, Сергей Маковецкий... Ты перед кем-то из них робеешь?
Если между людьми существуют статусы, никогда не получится общего результата — качественного спектакля. Так что все откидывают свои народности и заслуженност на репетициях. Конечно, у всех из нас есть свои странности. Но, знаете, меня еще в Щуке научили всегда восхищаться партнером на сцене. Правило — «всегда предполагай, что твой партнер гениальнее тебя» — работает.
«Одно время я боялась, если у меня так много главных ролей уже сейчас, может я скоро умру?»
Одно время у меня был другой страх. Я думала, если у меня так все замечательно складывается, может я скоро умру? А насчет будущего. Когда ты боишься, происходит ровно то, чего ты боишься. И если я буду очень не хотеть играть третий гриб справа, именно его я и буду играть всю оставшуюся жизнь.
О каких ролях ты мечтаешь сегодня?
Я хочу сыграть всё. И Джульетту, и Офелию, всех на свете героинь... (улыбается). Еще интереснее мальчика сыграть, или чудовище. Хочется попробовать все, пока есть силы и желание.
Критики боишься?
Нет. Я всех читаю, думаю потом, что изменить в роли. Помню мы поехали в Новосибирск. И местный критик написал, что моя Каренина как будто из античной трагедии сбежала, много жестикулирует и гримасничает. Я намотала на ус, «подобрала» лицо. Надо уметь учиться.
«На репетициях все откидывают свои заслуженности и народности. Иначе спектакля не получится»
Что тебя радует, кроме театра?
Обожаю смотреть кино. Последнее сильное впечатление — фильм Beautiful Алехандро Гонсалеса Иньярриту. В театр я тоже хожу. Очень люблю «Сатирикон» и женовачей. А недавно я попала на зонг-оперу Todd. Какой же я восторг испытала — лучшего мюзикла я еще не видела, хотя и не люблю этот жанр. Там поет солист группы «Король и Шут». Он делает это так круто, что я, действительно, испытала катарсис.
Как ты расслабляешься в выходной день?
Я сплю. Или ем вкусности. Обожаю бывать на море, но пока нет времени.
Какова твоя главная цель?
Я хочу остаться человеком в любых ситуациях. И не переставать развиваться. И как человек, и как актриса.