В Большом театре событие, какие бывают раз в двадцатилетие: на фестиваль, посвященный «Весне священной», съезжаются лучшие балетные труппы мира.
В курсе школьной астрономии есть термин «парад планет». Это когда несколько планет оказывается по одну сторону от Солнца более-менее близко друг к другу. Ничего более похожего на нынешнее событие не придумать. Пока Большой театр держится хедлайнером рубрик «Происшествия», его настоящая жизнь сосредоточена на параде планет, значение, красоту и величие которого можно будет оценивать не только сейчас, но и сквозь толщу времен. Пафос тут уместен. На фестиваль Большого театра «Век «Весны священной» — век модернизма» приезжают самые знаменитые балетные театры, осененные общей прекрасной идеей.
Идея эта как будто формальна: ровно век назад в мае 1913-го на сцене Театра Елисейских Полей появился на свет самый скандальный балет «Русских сезонов» и всего ХХ века. Делала его милейшая компания: импресарио Сергей Дягилев, композитор Игорь Стравинский, хореограф Вацлав Нижинский, художник Николай Рерих. Сюжет из пещерного мира: в кругу старцев танцует Избранница, пока не падает замертво — и тогда приходит весна. Авторы так самовыразились, что зал свистел, улюлюкал, ломал стулья, швырял бинокли и чихал на директора, пару раз гасившего для порядка свет.
Бешеная, словно напичканная пружинами партитура взрывает и сейчас. Сопротивление бесполезно: земляне послали ее внеземным цивилизациям на легендарной пластинке «Вояджера», чтобы всякий галактический разум мог оценить степень нашей гениальности. Артисты балета и вовсе бредят «Весной…», даром что их обвиняют в любви к лебединым пачкам. Всех волнует партитура, где есть пробуждение жизни, сплав инстинкта и высших желаний. Всякий уважающий себя хореограф слушает «Весну…» — и тут же ставит свою версию. Общее их количество счету не подлежит (если пересчитают, учтут ли версию Балета «Москва» на сцене КЦ «ЗИЛ»?), но даже классических уже с десяток. Так вот, в Большом театре на параде «весен» покажут только лучшее от классиков: Балет Бежара (4–7 апреля), Театр танца Пины Бауш (11–14 апреля), Финский балет (18–21 апреля).
Само собой, первые две авторские труппы покажут прогремевшие спектакли своих основателей. Они совершенно разные, но оба захватывают силой страсти. Финны везут восстановленную по рисункам и отзывам первородную версию Вацлава Нижинского, чуть старомодную в своем авангардном танце «носками внутрь», но очень обаятельную. У Балета Бежара и Финской оперы есть и бонусы в дополнение к основному меню. А первыми на сцену выйдут артисты Большого театра (28–31 марта). Бесстрашная женщина российского contemporary dance Татьяна Баганова ставит на прекрасных артистов абсолютно новую версию своей «Весны…», мировую премьеру. И в этот вечер тоже будет бонус — давно растасканная на цитаты «Квартира» Матса Эка, перенесенная в Большой.