Маяковка «прошлась» по интеллигенции.
Зритель, купивший билет на «Чудаков», скорее всего, будет удивлен. Пьеса совсем неизвестная (что вполне закономерно, если учесть, что на тему интеллигенции Горький высказался в «Дачниках»). Впрочем, в «Дачниках» резюме Горького было однозначным — интеллигенция ничего не смыслит в народных нуждах, совсем завралась и развратилась, и потому должна быть осуждена. В «Чудаках» же все не так страшно. Социальный посыл здесь тоже присутствует, но на поверхности лежит другое. Что за люди такие эти интеллигенты. Почему т
В своем спектакле Иоффе непостижимым образом дал публике возможность всё это почувствовать и навсегда забыть о школьном писателе. Режиссер как будто под микроскопом рассмотрел горьковскую историю. В иронично-акварельных красках (откуда-то из чеховских миров) показал на сцене дачу, где живет писатель Мастаков и его жена Елена. Писатель этот — вполне узнаваемый тип. Он размышляет о том, как привести человечество к лучшему будущему, а сам «попутно» изменяет жене со всеми, кого видит. Жена терпит ради того, что «властитель дум» не расстроился и не дай бог не растратил творческий запал. Все остальные в этой мелодраматичной истории — гости. Все не в меру болтливые. Откровенно эгоистичные ( с видимой брезгливостью слушают они, как смертельно больной революционер Вася, задыхаясь, читает им «Буревестника»).
Жаль, в финале спектакля эта режиссерская мысль куда-то потерялась. Иоффе внезапно заменил иронию на пафос. Все герои, похоронив несчастного Васю-Буревестника и разобравшись с адюльтерами, вышли на авансцену со свечками в руках. Впрочем, только эти свечи и вызывают недоумение. В целом же в этом спектакле всё хорошо и все хороши. Так что спешите видеть.