Драматические артисты танцуют на «Золотой маске», а Чулпан Хаматова и Евгений Миронов исследуют природу ненависти М и Ж.

«Анна Каренина»
Театр им. Вахтангова
14 апреля


Не думайте, что это опечатка: спектакль Вахтанговского театра выдвинут на «Маску» в номинации «Современный танец». Литовский хореограф Анжелика Холина не впервые работает с вахтанговцами:в репертуаре театра остается «Берег женщин» — темпераментный рассказ о женском одиночестве, исполненный без слов. Балет, в котором запросто перемешаны сочинения Шнитке, Чайковского, Малера и Форе, а все партии исполняют драматические артисты, рекомендуется к просмотру в двух случаях. Если вы любите и чтите Льва Толстого, вам непременно захочется узнать, как можно рассказать сюжет его романа, обходясь без слов. А если не любите и вообще не читали, то спектакль может изменить ситуацию: выйдя из театра, многие зрители срочно скачивают роман на айфоны и ридеры. Феминистическую тему Холина продолжает и в «Карениной». Анну в спектакле губит жестокий и насквозь фальшивый высший свет, в котором правят бал мужчины с негнущимися спинами — такие, как Каренин в исполнении импозантного Евгения Князева. Саму же героиню, сперва тихо поникшую возле мужа, а потом отважившуюся на бунт, танцует Ольга Лерман — юная вахтанговка, которой последний год явно благоволит фортуна. Ее гордый экспрессивный танец пленил не только экспертов «Маски», но и самого Римаса Туминаса: после Анны он дал ей роль пушкинской Татьяны в премьерном «Евгении Онегине». На этой неделе все решится — возможно, ко всем этим дарам судьбы прибавится еще и «Золотая маска», на которую Лерман выдвинута наряду с такими балетными примами, как Диана Вишнева.

фото: архив журнала


«История солдата»
проект «Платформа» на «Винзаводе»
12, 13 апреля; 20.00, 16.00

«Никто не знает, где он был и что с ним происходило все это долгое время. Просто он вернулся, и с ним невозможно. У нас тут жизнь... нормальная жизнь...». Год назад танцевальный куратор «Платформы» Елена Тупосева предложила хореографам голландской компании Club Guy and Roni Гаю Вайцману и Рони Хаверу перенести на московскую почву свой спектакль, в основе которого — «История солдата» на музыку Игоря Стравинского. При переносе спектакль изменился — написанная в 1918-м притча о Солдате и соблазнявшем его Черте сильно осовременилась. Документальные тексты драматурга Екатерины Бондаренко потребовали новой музыки, которую написал Алексей Сысоев. В итоге по мотивам Стравинского был написан новый сюжет о современной войне и участнике сегодняшних боевых действий, не понаслышке знакомом с тем, как бьется еще живое сердце в разорванном гранатой теле. Исполнителей в спектакле пятеро: Черт, два солдата и Принцесса с двойником-чертовкой. Все они, включая Принцессу — драматическую актрису Викторию Исакову, — потрясающе двигаются. А Исакова, легко меняющая галифе на бальные юбки, оказывается еще и отличной чтицей. Финальный монолог она читает, сидя на шее у Солдата. В общем, на «Маску» спектакль выдвинули не зря.

фото: архив журнала


«Фрекен Жюли»
Театр Наций
13, 14 апреля


Один из главных претенднетов на «Маску» в номинации «Лучший спектакль большой формы» — «Фрекен Жюли». Руководитель берлинского «Шаубюне», звезда европейской режиссуры Томас Остермайер любую классику превращает в остросоциальную драму. Получив предложение от Театра Наций, он первым делом заказал Михаилу Дурненкову новый вариант текста, «прописав» героев Августа Стриндберга в сегодняшней Москве. Вернее, в Подмосковье, ведь «падение» генеральской дочки, соблазненной простым лакеем, происходит в поместье ее отца. Впрочем, пространство спектакля сужено до современной хайтековской кухни, где в прологе служанка Кристина долго разделывает курицу (большой экран транслирует процесс со всеми подробностями), а потомстриндберговские герои, Жан и Жюли, так же подробно и безжалостно «препарируют» друг друга. В дуэте Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой есть что-то нестерпимо правдивое, отчего на них больно смотреть — как на реальную пару, которая на твоих глазах совершает непоправимые ошибки. Сегодняшняя Жюли вряд ли стала бы стреляться оттого, что лишилась девственности в объятиях шофера. Актуализируя пьесу, Михаил Дурненков и Томас Остермайер подводят героев к полному краху, какого не было даже у Стриндберга. В пьесе Жюли хочет застрелиться от страха перед отцом. Тот же страх заставляет Жана толкать ее на самоубийство. Но герой Миронова не столь подл — Жюли он мстит лишь за то, что она без конца напоминает о его низком социальном статусе. Теперь он знает, что с помощью этой хилой, полубезумной барышни ему никогда не выбраться наверх, но она как будто заразила его своей слабостью и никчемностью. Жюли Хаматовой гибнет не от вырождения (речь-то о втором поколении нуворишей) и не от навязанной ей Стриндбергом ненависти к мужчинам, а от ощущения полной своей ненужности. В финале из похожей на поле битвы кухни герои выходят на авансцену. С колосников валит снег. Револьвер держит она, но жить, похоже, не стоит обоим. Вместо выстрела раздается мобильный звонок генерала.

фото: Владимир Луповской