Финал Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» обещает лучшие спектакли в разных жанрах.

Последняя декада «Золотой Маски» собрала идеальную афишу с образцами разных жанров, ежегодно представляемых на фестивале. Лучших, конечно, выберут только в ночь на 16 апреля, но уже очевидно, что под занавес припасены спектакли — претенденты на звание самых-самых.

Мюзикл. Самый любимый народом авантюрный роман «12 стульев» воплотил новосибирский Театр музыкальной комедии (11.04, Театр наций). Впервые со сцены звучит полюбившаяся уже нескольким поколениям музыка Геннадия Гладкова, созданная в свое время для хрестоматийного фильма Марка Захарова. Обещают искристое действо (а Новосибирская музкомедия на него способна) с живой сценографией и непосредственной актерской игрой. Кроме четверых номинированныхартистов мюзикл любопытен текстами Юлия Кима и фамилией хормейстера Дениса Немировича-Данченко.

Балет. Самая умная, храбрая и бесконечно трудолюбивая прима-балерина российской сцены Диана Вишнева представит свои «Диалоги» (13.04, Театр им. Моссовета). Этот созданный в основном силами самой балерины международный проект уже показывали в Москве, но его качество стоит повторного просмотра. Вишнева представит три страницы современного хореографического искусства, все еще отдаленного от нашей публики на умозрительной дистанции. Первый по счету и смыслу идет «Лабиринт» легендарной феминистки Марты Грэхэм, созданный вместе с лучшими артистами contemporary art в 1947 году, где античная трагедия смотрится как воплощение страхов современников. Вторым по счету идет давший название проекту «Диалоги» в постановке живого классика Джона Ноймаера специально для Вишневой и ее партнера Тьяго Бордина: тонкий психологический этюд о вечных чувствах и вечных непониманиях под аккомпанемент живого рояля. Третья часть вечера — постановка хореографов знаменитого Нидерландского театра танца Поля Лайтфута и Соль Леон «Объект перемен», где партнером балерины станет номинированный за лучшую мужскую роль Андрей Меркурьев. Особая часть этой выстроенной на полутонах драмы — музыкальная основа: вторая часть напичканной смыслами «Смерть и девушка» Шуберта в обработке Густава Малера.

Опера. «Руслан и Людмила» Михаила Глинки в постановке Дмитрия Чернякова открывала после реконструкции историческую сцену Большого театра, но достоинства оперы не только в этом. Режиссер разобрался с налипшими к опере за века эксплуатации сусальным слоем, со сказочной патокой и прочими благоглупостями. Получилось веселое эпическое действо со ссылками и провокациями в сегодняшний день. Знаменитое «О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями» звучит посреди груд тел в камуфляже, Людмила томится в SPA-отеле, а Финн и Наина становятся авторами, наворожившими весь сюжет (14.04, Большой театр).

Танец. Последний вечер фестиваля знакомит с Sepia театра «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга, поставленным Татьяной Багановой на фрагменты Восьмой симфонии Авета Тертеряна. Он вдохновлен классической «Женщиной в песках» Кобо Абэ и завораживает красотой словно утопленного в волшебном сне ритуала. А «Едоки» пятерки крепких парней московского Театра-студии современной хореографии вернут к суровым житейским будням (15.04, Театр имени А.С. Пушкина).