На этой неделе состоится первая премьера осени - “Лир” в Театре им. Вахтангова. Этот спектакль имеет все шансы стать спектаклем № 1 в начинающемся сезоне. Режиссер Владимир Мирзоев, один из лидеров нашей режиссуры, авангардист, отмеченный Госпремией, вполне в силах сделать нечто значительное. В Москве Мирзоев не ставил почти два сезона.

Его последняя работа – вагнеровская оперная тетралогия "Кольцо нибелунга" в Мариинском театре - заставляет предположить, что режиссер уже начал свой период эпических трагедий. То есть, уже «в материале». Стиль его "Лира" предсказать трудно. Все зависит от того, зачем режиссеру понадобилась трагедия Шекспира - самая масштабная по количеству участников и размаху событий.

Возможно, Мирзоева прельщает актуальность сюжета. Как-никак речь у Шекспира, помимо прочего, идет о разделе земель и собственности, разрушении патриархальных ценностей и торжестве новой прагматики. Один в один - наши будни. Любящего экстремальную стилистику режиссера может привлекать и нецивилизованный колорит и жестокость пьесы.

Так или иначе, в центре спектакля окажутся два модных актера, чье амплуа - «современные монстры». Лира играет бритый Максим Суханов, а его Шута – лысый Виктор Сухоруков. Оба могут быть и смешными, и жестокими, и трогательными. Задача Мирзоева - выяснить, способны ли они быть трагическими.

Шекспировская пьеса особенно интересовала публику во времена кризисов власти или раздражающей косности жизни. Великий Соломон Михоэлс в сталинские времена играл Лира с диким оскалом, с развевающимися патлами - безумного, недоброго, по-своему мудрого старика. В совпавшей с началом «застоя» блистательной киноверсии Григория Козинцева королем стал всклокоченный, с темными глазницами Юри Ярвет, а шутом – тощий и обритый под корень Олег Даль. В перестройку яркий и бурный спектакль создал Сергей Женовач в Театре на Бронной. Тогдашний Лир – Сергей Качанов - воплотил бессилие чем-либо управлять и что-либо предвидеть - в этой жизни, «в этой стране», с «этими людьми».

Посмотрим, что расскажет нам о наших днях новая постановка. Судя по тому, что шекспировское «Король Лир» сокращено до просто «Лира», Мирзоева интересует не схватка за власть, а человек, оказавшийся в несчастье.