Апрельские премьеры: ученик Серебренникова ставит Лермонтова, Саша Денисова актуализирует Ибсена, а Игорь Золотовицкий занимается психотренингом.
«Демон»
В апреле классику. Источник: В апреле классику. Автор: В апреле классику
Для чего нужно перелицовывать старые сюжеты на новый лад? Ну хотя бы для того, чтобы зрители, заслышав до боли знакомый текст, не засыпали в уютных креслах, а открывали новые смыслы в том, что казалось давно знакомым. Почти год назад выпускник Кирилла Серебренникова актер Илья Ромашко решил попробовать себя в режиссуре. Где? Разумеется, в Центре драматургии, где уже два года работают «Мастерские на Беговой». Пригласив в соавторы двух медиахудожников, участников молодежной биеннале «Стой! Кто идет!» Олега Макарова и Антона Яхонтова (более известен под псевдонимом Patrick K.-N.), Ромашко решил поставить «Демона» Лермонтова. Но не просто читать текст поэмы, а сделать так, чтобы интонации исполнителя влияли на видеоизображение, изображение — на звук и т.д. Эскиз будущего представления был признан лучшим — Ромашко получил зеленый свет на выпуск спектакля. Увидеть его очень даже стоит. Если вы спросите, почему, я отвечу словами старого анекдота: во-первых, это красиво... А во-вторых, это попытка расширить диапазон театральных выразительных средств, кризис которых мы наблюдаем все последнее время.
фото: Михаил Гутерман
«Враг народа»
В апреле классику. Источник: В апреле классику. Автор: В апреле классику
Пока в ЦДР актуализируют Лермонтова, драматург Саша Денисова адаптирует ибсеновского «Врага народа» к нашему современному уху. Никакого глумления над классикой в этом нет и в помине — на родине драматурга, в драматическом театре Осло, тоже так поступают, поскольку норвежцам важно не то, чтобы прозвучало каждое написанное драматургом слово, а чтобы его мысли будоражили зрителей. Будоражить, скажем прямо, есть чем. Вот, например, во «Враге народа» дело происходит на норвежском курорте, где главным врачом работает Томас Стокман и куда приезжают туристы — попить лечебной водички. В один прекрасный день выясняется, что источник загрязнен. Умная голова Стокман предлагает дорогой проект очистных сооружений. Но его родной брат, мэр города, на голубом глазу уверяет, что все хорошо и так: казна полна, туристы валом валят, а что кое-кто из них подхватил неизлечимую инфекцию — так это они сами себя аразили. Узнаете? Не надо разбираться в политике, чтобы вспомнить сочинского эколога Сурена Газаряна (это он однажды обнаружил в заповеднике чью-то новенькую дачу — вместо реликтовых сосен). Или светлой памяти журналиста Михаила Бекетова, изувеченного за то, что посмел защищать Химкинский лес… Какая участь ждет доктора Стокмана — поддержит ли его кто-нибудь, кроме его собственной дочери, 20-летней Петры (Наталья Палагушкина), фиксирующей на камеру хронику экологической катастрофы и выкладывающей видео в блог, и еще парочки журналистов-хипстеров? И за кого народ — за бунтаря Томаса (Алексея Фатеева запомнили после роли милиционера в «Любви людей») или за его родного брата, мэра Петера Стокмана (Игорь Костолевский)?... Финал спектакля, который ставит на Большой сцене «Маяковки» Никита Кобелев (режиссер «Любви людей»), пока держат в секрете. Но уже ясно, что тихой эта премьера не будет.
фото: пресс-служба театра
«Начнем все сначала»
Теперь заглянем на Малую сцену МХТ. Там уже знакомый Москве американец Адриан Джурджиа ставит пьесу своей молодой соотечественницы Анни Бейкер. В начале сезона в филиале Театра имени Пушкина он выпустил пьесу Бейкер «Чужаки» — о стареющих лоботрясах, чья жизнь проходит на заднем дворе кафе. Пьеса эта — из разряда тихих сенсаций: никаких кровавых разборок между героями не происходит, однако «Чужаки» ставят диагноз целому поколению. Вот так же и в «Начнем все сначала» (оригинальное название — «Зеркальные превращения по кругу») речь идет о группе взрослых людей, решивших заняться то ли психотренингом, то ли актерским мастерством — короче, делать людям было нечего. На поверку же, как рассказывает исполнитель главной роли Игорь Золотовицкий, речь идет о звенящем одиночестве — главной проблеме нашего времени. Только форму Бейкер снова выбрала странную — герои говорят о чем угодно, но никогда не называют свои проблемы прямо. Впрочем, этот драматургический принцип не нов — первым его начал использовать Чехов больше ста лет назад. В общем, читайте классику.