Фестиваль по случаю 100-летия «Весны священной» завершился.
Нижинский по верс. Источник: Нижинский по верс. Автор: Нижинский по верс
В «деле» балетного фестиваля «Век „Весны священной“ — век модернизма» поставлена жирная точка. Точнее восклицательный знак. Последними на международном смотре выступала
труппа Финского балета. И если не-балетоманы недоумевали, кто это и зачем? То люди знающие не без оснований ждали грандиозного фестивального финала. Шутка ли — труппа привезла в Москву «юбиляра» — тот самый балет Вацлава Нижинского на музыку Стравинского, который ровно век назад освистала парижская публика.
Сегодня спектакль, который снял с репертуара «Русских сезонов» сам Дягилев (поддавшись настроению толпы), восстановлен. Его, к примеру, танцуют в Мариинском театре. Другой вопрос, как именно танцуют. Хореография балетного гения Нижинского до сих пор остается сложнейшей для артистов, привыкших к классическому танцу. Все эти «косолапые» стопы, скрюченные пальцы рук, запрокинутые головы... Отказ от канонов — азбука модерн-танца. «На ура» она удается труппам-адептам современного балетного языка. Финны как раз из таких. И первая часть их гастрольной программы состояла из одноактных спектаклей сегодняшних балетных гуру: Иржи Килиана («Bella figura»), Йохана Ингера («Прогулка сумасшедшего»), Йормы Эло («Двойное зло»). Все эти безупречно красивые, чувственные балеты, были приняты публикой спокойно. А все потому, что они априори не могли затмить эффект, производимый «Весной».
Нижинский по верс. Источник: Нижинский по верс. Автор: Нижинский по верс
Балет-первооснова до сих пор действует обжигающе, заставляя откликаться на то, что принято называть зовом предков. Стихийная музыка Стравинского с ее безумной сменой ритмов, в союзе с уникальной, новаторской хореографией Нижинского, а также с умопомрачительно красивыми костюмами Николая Рериха — абсолютный шедевр. И смотрится он как минимум актуально. Между тем, сюжет «пыльный»: перед нами старославянский обряд, согласно которому самая красивая из девушек племени сама приносит себя в жертву богам. Только, чтобы Весна пришла — урожай принесла. Ритуальное начало в человеке (артисте ли, зрителе) как будто заново были открыто Нижинским. А сегодня — с профессиональной легкостью разбужено в зрителях финской труппой. Их конвульсивные пляски буквально гипнотизировали, а виртуозная техника исполнения поражала. Нельзя не сказать и о совершенно особой, почти звериной энергетике, мощным потоком обрушившейся на публику. Всё это она оценила: устроила финским гостям овацию.
фото: сайт Большого театра