В Театре.doc Владимир Мирзоев поставил спектакль о неизбежности.
Детективный сюжет о Марии Крюковой «пришит» к переписке Толстого и Столыпина отнюдь не белыми нитками. В обвиняемую крестьянку влюбляется её адвокат. Уверенный в невиновности (ну, не могла «баба» зарубить двухметрового силача-свёкра, да и с чего ей?), он точно знает — судебная машина эти «мелочи» опустит и отправит Крюкову на каторгу. Тогда адвокат решается просить помощи самых влиятельных лиц в стране — премьер-министра и великого моралиста в лице писателя Толстого. Оба оказываются родственниками (что подтверждено документально), что, между тем, никак не мешает им спорить по всем поводам сразу. В спектакле разговоры ведутся, но не лицом к лицу. Актеры существуют на одной крохотной сцене, но как будто в параллельных реальностях (намёк на то, что разговаривают они «по почте»).
Страшная предопределённость — вот главная мысль пьесы и спектакля. Какую бы политику не вела власть, какие бы меры не предпринимала оппозиция, народные реалии далеко. В самом финале, не дождавшись помощи (впрочем, она её, скорее всего, и не ждала), Крюкова повесилась. Её смерть никого не примирила и ничего не решила. Она стала всего лишь ещё одним доказательством мысли: в этой стране нет ответов ни на один вопрос. А все потому, что говоря словами служанки Федосьи (ее роль в спектакле эпизодическая, но, как выясняется, крайне важная) — «вместо Бога у нас — дырка».
фото Михаила Гутермана