В Москве скоро стартует Чеховский фестиваль. «ВД» выбрал 5 спектаклей, поставленных гуру современной режиссуры, которые нельзя пропускать.

«Карты 1: Пики»
25–30 июня
театр Ex Machina (Квебек) в
Цирке Никулина на Цветном бульваре

Хедлайнер нынешнего Чеховского фестиваля — это, конечно, Робер Лепаж, канадский маг и волшебник, фантазия которого не знает границ. Его называют Христофором Колумбом современного театра, ибо он открывает новые возможности там, где, казалось бы, все давно открыто. Он не использует готовых пьес, но в отличие от большинства мэтров авторского театра рассказывает увлекательные жизненные истории. На прошлый Чеховский фестиваль он привез девятичасовой спектакль «Липсинк», пролетевший как один миг, настолько плотным и завораживающим было это действо, где переплетались судьбы людей из разных времен и с разных континентов, а пространство волшебным образом трансформировалось, превращаясь из салона самолета в поезд метро, квартиру, офис авиакомпании, книжный магазин. Лепаж умеет использовать современные технологии, не выпячивая их, и мастерски работать с пространством. Теперь он покидает традиционную сцену-коробку и переходит на цирковую арену, которая дает еще больше возможностей для фантастических аттракционов. Актеры, как deus ex machinа, появляются из разнообразных люков и отверстий, чтобы рассказать истории шести наших неприкаянных современников, встретившихся в казино Лас-Вегаса накануне иракской войны. Зрелище наверняка будет незабываемым.


«Спящая красавица»
12–15 (13.00, 19.00),
16 (13.00, 19.00) июня
«Нью Эдвенчерз Продакшн» на сцене Театра им. Моссовета

Мэтью Боурн — желанный гость фестивалей, потому что любая его постановка гарантирует аншлаг. На Боурна ходят даже те, кто балету предпочитает мюзикл, которым британский хореограф тоже не брезгует. Да и каждый балет Боурна — это зрелищное и эпатажное шоу. Взять хотя бы его знаменитое «Лебединое озеро», где лебедей танцевали мускулистые парни в пачках. Или Car man, где любовные страсти клокотали в грязном гараже, а пришлый донжуан соблазнял и женщин, и мужчин. Хореограф любит переносить классические сюжеты в наше время. Так, Золушка у него находит своего принца под бомбежкой во время Второй мировой, а уайльдовский Дориан Грей становится фотомоделью. Не стала исключением и «Спящая красавица», завершающая трилогию Боурна по балетам Чайковского (был еще «Щелкунчик», где грезы сиротки Мари походили на жутковатые гофмановские сны). Героиня этого готического балета уснет в прошлом веке, а проснется через сто лет уже в нашем. Но поцелуй любимого окажется... укусом вампира. Любителям «Сумерек» наверняка понравится.


«Процесс»
14–16 июня
театр «Каммершпиле» на сцене «Театриума
»

Спектакли Андреаса Кригенбурга всегда вызывают полярную реакцию зрителей: одни бешено аплодируют, другие яростно свистят. С его «Трех сестер», показанных на фестивале NET, публика уходила пачками. Но даже покинувшие зал наверняка до сих пор помнят этих сестер с огромными нелепыми головами из папье-маше. По части визуальной выразительности Кригенбург большой мастер. Но в новом спектакле мюнхенского «Каммершпиле» он превзошел самого себя. Когда поднимается занавес, зал дружно ахает. Всю сцену занимает огромный глаз, в его зрачке умещается комната Йозефа К. — кровать, столы, стулья, меж которых снуют какие-то люди в черном. И все это происходит в вертикальной плоскости, словно закона всемирного тяготения не существует. Это тоже отчасти цирк, но главным образом — наглядная иллюстрация абсурдности и алогичности мира Кафки, где человек, проснувшись утром, может обнаружить себя под арестом и до самой казни так и не узнать, в чем его обвиняют. Впрочем, у нас эта фантастическая притча может приобрести неожиданные злободневные коннотации. Шутка советских времен «мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» сегодня снова актуальна.


SHO-BO-GEN-ZO
18–21 июня на сцене Театра им. А.С. Пушкина

Жозефа Наджа называют самым загадочным персонажем современного французского театра. Венгр по происхождению и художник по образова нию, он уже много лет возглавляет Национальный хореографический центр Орлеана. Но назвать его хореографом в привычном смысле этого слова нельзя. Режиссер, перформер, скульптор и танцовщик, он выработал свой собственный пластический язык, где каждое движение — символ, каждый жест — магический знак. Отправной точкой его сочинений может служить что угодно, от гравюры Дюрера до испанского танца пасодобля, изображающего корриду. У приезжавшего на прошлый Чеховский фестиваль спектакля «Шерри-бренди» было несколько источников — от чеховского «Острова Сахалина» до рассказов Варлама Шаламова, — но ни один из них в странном, судорожном танце артистов, одетых в одинаковые черные костюмы, явно не опознавался. Поэтому лучше не искать аллюзий в работах Наджа, а погрузиться в магический мир его фантазий. Тем более что в своем новом спектакле на японскую тему (говорят, это будет поединок молодой гейши и самурая) неистовый и харизматичный 55-летний Надж выйдет на сцену сам вместе с давней партнершей Сесиль Луайе.


«За 6000 миль»
19, 20, 22, 23 июня на сцене Театра им. Моссовета


Говоря о Сильви Гиллем, невозможно избежать превосходных эпитетов — лучшая, величайшая, икона современного балета. В свои 48 она танцует так, как не снилось нашим молодым, легко завязывается узлом, выполняет сложнейшие поддержки, невесомо парит над сценой. Ее уникальные физические данные и спортивная подготовка (в детстве Гиллем серьезно занималась гимнастикой) проложили ей путь к звездной карьере. В 19 лет, станцевав Одетту–Одиллию в «Лебедином», она стала самой юной этуалью Парижской оперы, а еще через пять лет — приглашенной солисткой ведущих мировых театров. Ей одинаково легко давались и классические балеты, и современная хореография. Для нее ставили Рудольф Нуриев и Уильям Форсайт, Матс Эк и Морис Бежар. За строптивый характер ее называют «мадемуазель нет», но платят фантастические гонорары. В Москве знаменитая балерина танцевала лишь однажды — в 2009 году «Золотая маска» привозила ее программу одноактных балетов в постановке Рассела Малифанта. Но в этот раз Сильви Гиллем блеснет в хореографических миниатюрах классиков XX века — Уильяма Форсайта и Матса Эка. И это выступление поклонникам балета никак нельзя пропустить.

фото: пресс-служба Чеховского фестиваля