В Москве скоро стартует Чеховский фестиваль. «ВД» выбрал 5 спектаклей, поставленных гуру современной режиссуры, которые нельзя пропускать.
25–30 июня
театр Ex Machina (Квебек) в Цирке Никулина на Цветном бульваре
Хедлайнер нынешнего Чеховского фестиваля — это, конечно, Робер Лепаж, канадский маг и волшебник, фантазия которого не знает границ. Его называют Христофором Колумбом современного театра, ибо он открывает новые возможности там, где, казалось бы, все давно открыто. Он не использует готовых пьес, но в отличие от большинства мэтров авторского театра рассказывает увлекательные жизненные истории. На прошлый Чеховский фестиваль он привез девятичасовой спектакль «Липсинк», пролетевший как один миг, настолько плотным и завораживающим было это действо, где переплетались судьбы людей из разных времен и с разных континентов, а пространство волшебным образом трансформировалось, превращаясь из салона самолета в поезд метро, квартиру, офис авиакомпании, книжный магазин. Лепаж умеет использовать современные технологии, не выпячивая их, и мастерски работать с пространством. Теперь он покидает традиционную сцену-коробку и переходит на цирковую арену, которая дает еще больше возможностей для фантастических аттракционов. Актеры, как deus ex machinа, появляются из разнообразных люков и отверстий, чтобы рассказать истории шести наших неприкаянных современников, встретившихся в казино Лас-Вегаса накануне иракской войны. Зрелище наверняка будет незабываемым.
12–15 (13.00, 19.00),
16 (13.00, 19.00) июня
«Нью Эдвенчерз Продакшн» на сцене Театра им. Моссовета
Мэтью Боурн — желанный гость фестивалей, потому что любая его постановка гарантирует аншлаг. На Боурна ходят даже те, кто балету предпочитает мюзикл, которым британский хореограф тоже не брезгует. Да и каждый балет Боурна — это зрелищное и эпатажное шоу. Взять хотя бы его знаменитое «Лебединое озеро», где лебедей танцевали мускулистые парни в пачках. Или Car man, где любовные страсти клокотали в грязном гараже, а пришлый донжуан соблазнял и женщин, и мужчин. Хореограф любит переносить классические сюжеты в наше время. Так, Золушка у него находит своего принца под бомбежкой во время Второй мировой, а уайльдовский Дориан Грей становится фотомоделью. Не стала исключением и «Спящая красавица», завершающая трилогию Боурна по балетам Чайковского (был еще «Щелкунчик», где грезы сиротки Мари походили на жутковатые гофмановские сны). Героиня этого готического балета уснет в прошлом веке, а проснется через сто лет уже в нашем. Но поцелуй любимого окажется... укусом вампира. Любителям «Сумерек» наверняка понравится.
14–16 июня
театр «Каммершпиле» на сцене «Театриума»
Спектакли Андреаса Кригенбурга всегда вызывают полярную реакцию зрителей: одни бешено аплодируют, другие яростно свистят. С его «Трех сестер», показанных на фестивале NET, публика уходила пачками. Но даже покинувшие зал наверняка до сих пор помнят этих сестер с огромными нелепыми головами из папье-маше. По части визуальной выразительности Кригенбург большой мастер. Но в новом спектакле мюнхенского «Каммершпиле» он превзошел самого себя. Когда поднимается занавес, зал дружно ахает. Всю сцену занимает огромный глаз, в его зрачке умещается комната Йозефа К. — кровать, столы, стулья, меж которых снуют какие-то люди в черном. И все это происходит в вертикальной плоскости, словно закона всемирного тяготения не существует. Это тоже отчасти цирк, но главным образом — наглядная иллюстрация абсурдности и алогичности мира Кафки, где человек, проснувшись утром, может обнаружить себя под арестом и до самой казни так и не узнать, в чем его обвиняют. Впрочем, у нас эта фантастическая притча может приобрести неожиданные злободневные коннотации. Шутка советских времен «мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» сегодня снова актуальна.
18–21 июня на сцене Театра им. А.С. Пушкина
Жозефа Наджа называют самым загадочным персонажем современного французского театра. Венгр по происхождению и художник по образова нию, он уже много лет возглавляет Национальный хореографический центр Орлеана. Но назвать его хореографом в привычном смысле этого слова нельзя. Режиссер, перформер, скульптор и танцовщик, он выработал свой собственный пластический язык, где каждое движение — символ, каждый жест — магический знак. Отправной точкой его сочинений может служить что угодно, от гравюры Дюрера до испанского танца пасодобля, изображающего корриду. У приезжавшего на прошлый Чеховский фестиваль спектакля «Шерри-бренди» было несколько источников — от чеховского «Острова Сахалина» до рассказов Варлама Шаламова, — но ни один из них в странном, судорожном танце артистов, одетых в одинаковые черные костюмы, явно не опознавался. Поэтому лучше не искать аллюзий в работах Наджа, а погрузиться в магический мир его фантазий. Тем более что в своем новом спектакле на японскую тему (говорят, это будет поединок молодой гейши и самурая) неистовый и харизматичный 55-летний Надж выйдет на сцену сам вместе с давней партнершей Сесиль Луайе.
19, 20, 22, 23 июня на сцене Театра им. Моссовета
Говоря о Сильви Гиллем, невозможно избежать превосходных эпитетов — лучшая, величайшая, икона современного балета. В свои 48 она танцует так, как не снилось нашим молодым, легко завязывается узлом, выполняет сложнейшие поддержки, невесомо парит над сценой. Ее уникальные физические данные и спортивная подготовка (в детстве Гиллем серьезно занималась гимнастикой) проложили ей путь к звездной карьере. В 19 лет, станцевав Одетту–Одиллию в «Лебедином», она стала самой юной этуалью Парижской оперы, а еще через пять лет — приглашенной солисткой ведущих мировых театров. Ей одинаково легко давались и классические балеты, и современная хореография. Для нее ставили Рудольф Нуриев и Уильям Форсайт, Матс Эк и Морис Бежар. За строптивый характер ее называют «мадемуазель нет», но платят фантастические гонорары. В Москве знаменитая балерина танцевала лишь однажды — в 2009 году «Золотая маска» привозила ее программу одноактных балетов в постановке Рассела Малифанта. Но в этот раз Сильви Гиллем блеснет в хореографических миниатюрах классиков XX века — Уильяма Форсайта и Матса Эка. И это выступление поклонникам балета никак нельзя пропустить.
фото: пресс-служба Чеховского фестиваля