В канун балетного конкурса Бенуа де ла Данс полезно вспомнить недавно завершившийся в Санкт-Петербурге 12й фестиваль Dance Open.
Вопреки концертной традиции Dance Open представил вечер одноактных балетов. Художественный руководитель Национального балета Словении Эдвард Клюг представил свою версию «Весны священной». В этот год столетия шедевра ее ставят в афишу все уважающие себя театры, и текущая далеко не последняя. Dance Open вез не кота в мешке, постановка уже вызвала резонанс в европейской прессе, признавшей за ней открытие в старой партитуре новых смыслов. Клюг поиграл стилизованными цитатами из прошлого только в костюмах и гриме, принципиальное же решение — как и в премьере Татьяны Багановой в Большом — подсказала жажда. С колосников на танцовщиков обрушивается вода, и она никуда не исчезает, впитываясь в особое покрытие сцены. Такой формальный прием несет бездну возможностей: у артистов меняется техника и амплитуда танца, возникает странная кантилена скольжения. Вытолкнутая сообществом Избранница летит по полу через всю сцену эдаким бесстрашным серфером, любое верчение обрастает снопом брызг. По-другому подошел к открытию новых пространств итальянский хореограф Якопо Годани, поставивший в Дрезденской Земпер-опере одноактный «Пространство-время». Он настолько уверен в себе, что в визуальном решении не боится отсылок к своему учителю Уильяму Форсайту, и абсолютно прав: по сравнению со слишком совершенным учителем он гораздо ближе к народу. Но это не «Форсайт для бедных», а именно Якопо Годани, выстраивающий танцевальный текст очень по-своему и с заразительной итальянской живостью, а артисты-универсалы отлично доносят его посыл до публики.
После двух европейских новинок Большой балет с недавней «Классической симфонией» выглядел примирительно и академично, хотя чудесный, полный юмора текст Юрия Посохова театр почему-то не удосужился отрепетировать. У Большого балета по-прежнему громадные возможности для кастинга, и его артисты природой предназначены академическому танцу. В результате Dance Open ничем не рисковал, объединяя три разные труппы в одну программу. Напротив, по опыту прошлых он отлично понял, что одними гала-концертами полноценную историю не сделать, рискнул и выиграл. Двже помешанная на традиции и «великой славе» петербургская публика просто вопила от восторга. А российское, точнее, постсоветское пространство получило альтернативу хорошо распиаренному и более старшему московскому фестивалю-конкурсу Бенуа де ла Данс. Он вот-вот, 21 и 22 мая пройдет в Москве на сцене Большого театра, так что сравнения только приветствуются.