В Москве начинается Одиннадцатый Чеховский фестиваль. «ВД» будет информировать читателей обо всех важных событиях.

«Рауль»
«Шепот стен»

Программа откроется моноспектаклем Джеймса Тьере, внука великого Чаплина и сына Виктории Тьере-Чаплин. Напомним, что «До свидания, зонтик!» Тьере стал одним из хитов Чехфеста-2009, программа которого целиком была посвящена новому цирку.Если кратко, то новый цирк, представителем которого являются и Джеймс Тьере, и его сестра Аурелия Чаплин (ее «Шепот стен» — тоже в афише Чех-феста) — это цирк пополам с театром. Родоначальником жанра еще в конце 60-х стал сын парижского рабочего Джеймс Тьере и мечтавшая о карьереакробатки младшая дочка Чарли Чаплина Виктория. Вместе они опровергли все представления о цирке, превращая бессвязную череду номеров в цельный спектакль с сюжетом и персонажами. Их дети Джеймс и Аурелия, с четырех лет участвовавшие в представлениях, пошли по родительским стопам. Теперь у каждого из них собственное театральное дело: «Компания майского жука» у брата и «Маленькие часы» у сестры. Когда смотришь представления этой династии одно за другим (такой шанс Чехфест предоставил Москве в 2009-м), начинаешь думать о том, что сюрреализм, то есть умение смешивать сны с явью, — вот, похоже, то главное, что спасет сегодняшний театр.

В спектаклях Чаплиных любой предмет способен на мгновенные трансформации. Огромный пучок веревок превращается в ствол дерева, населенный гуттаперчевыми акробатками, норовящими подменить одна другую, а из кармана недотепы-фокусника так и сыплются всякие чудеса (спектакль Джеймса Тьере «До свидания, зонтик!»). Цветы ставят в вазу вниз головками, мороженое не холодит, а жжется, мышь ловит кота. Стоит герою крикнуть такси, и две восточные женщины выносят стул спинкой вниз — садиться на него следует вверх ногами (это уже из «Оратории Аурелии», тоже показанной в 2009-м). Одним словом, мир устроен по законам кэрролловской «Алисы в Стране чудес». Кто помнит спектакль «До свидания, зонтик!», тот согласится, что из всего клоунского семейства Тьере-Чаплин именно Джеймс, взявший отцовскую фамилию, больше всего похож на деда Чарли. Не только внешне, но и пластикой, и той страстностью,которая проявляется в каждом его движении: взмывает ли он вверх по веревочной лестнице или отстукивает мелодию на пишущей машинке — так артистично, что на память приходит знаменитый чаплиновский танец с пирожками из «Золотой лихорадки». Действие его «Рауля» начнется на обломках мироздания. Что произошло: потоп, ураган, конец света? Или перед нами — овеществленная игра воображения героя? Увидеть и поразмышлять над этим можно будет совсем скоро. Следом за братом 3–5 июня в Москве будет Аурелия Чаплин со спектаклем «Шепот стен», в котором, вооружась ностальгией и юмором, расскажет то, о чем ей поведали стены самого, казалось бы, обычного французского дома.


«Офис»

Если, несмотря ни на какие художественные изыски, вы остаетесь строгим ценителем драматического театра, то стоит отправиться на «Офис» в постановке знаменитого белорусского Театра имени Янки Купалы. Пьесу немки Ингрид Лаузунд — смесь абсурда с новой драмой, действие которой происходит в современном офисе, молодой режиссер Екатерина Аверкова поста-вила по всем законам психологического театра, добавив к нему щепотку клоунады. В общем, и в «Офисе» без цирка не обошлось. Финальные монологи персонажей опровергают все разговоры о том, что минчане утратили свою прежде славную актерскую школу.


«Синдром Орфея»

Еще один мастер синтетических зрелищ, чей театр основан на музыке, но вбирает в себя и слово, и жест, и танец, — Владимир Панков. На этот раз он поработал в Швейцарии, соединив вместе «Орфея» Жана Кокто и стихи Владимира Маяковского, а актеров театра «Види-Лозанн» — с русскими из своей московской студии «Саундрама». В итоге вышло зрелище, которое европейские критики назвали «танцем над бездной», «бунтом против всех норм» и попыткой создания абсолютно нового, синтетического жанра. А ведь именно к этому и стремится сегодняшний театр.

фото: пресс-служба Чеховского фестиваля