Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко закрывает сезон «Итальянкой в Алжире» Джоаккино Россини. Одна из самых популярных опер в мире в Москве не частый гость.
Обращение театра к раннему шедевру Россини не случайно. В этом году «Итальянка» празднует юбилей: 200-летие с момента первого представления в венецианском театре Сан-Бенедетто. После триумфального шествия по европейским подмосткам зимой 1822 года опера добралась и до России. Итальянские арти-сты исполнили ее в Москве в театре Апраксина на Знаменке. С тех пор сценическая история этого шедевра в России прервалась, и только в 2009-м театр «Зазеркалье» в Санкт-Петербурге ввел оперу в свой репертуар. «Итальянка в Алжире» — искрящаяся, озорная и при этом утонченно-изящная вещица.
Весной 1813 года Россини — молодой, полный вдохновения и жизнелюбия — ничего иного написать просто не мог: в 21 год он уже покорил Милан, в Ла Скала была показана его опера «Пробный камень». В Венеции Россини предлагают контракт на написание оперы-буффа. В центре либретто — легенда о красавице итальянке Изабелле, отправляющейся на поиски своего возлюбленного Линдора. Корабль терпит крушение, и Изабелла попадает в рабство к корсарам бея Мустафы, который влюбляется в нее и хочет сделать своей наложницей. Однако в плену юная итальянка встречает Линдора, и благодаря находчивости счастливой паре удается вырваться на свободу. Сюжет наивный, к тому же уже использованный другим композитором: за пять лет до того в Ла Скала шла опера Луиджи Моски с таким же названием. Но для Россини это вызов. Он полон творческих сил и всего за 23 дня создает новую оперу.
На премьере 22 мая 1813 года «Итальянка» вызвала бурный восторг у зрителей. Партию Изабеллы исполняла известная певица Мариэтта Марколини (после первого спектакля она временно потеряла голос, чем спровоцировала ажиотаж на последующих), Мустафу — комический бас Филиппо Галли, поражавший всех своим артистизмом. Биограф Россини Арнальдо Фраккароли так пишет о первом показе: «Опера мгновенно покорила публику, очаровала, увлекла вихрем комических приключений, восхитила живостью и новизной сверкающих мелодий, чарующих юношеской отвагой. Светлая и свежая, без малейших следов усилия, легкая и прозрачная, неиссякаемым ключом бьющая из богатейшего источника, музыка была пронизана озорством, страстью, поэзией».
Стоит отметить некоторые сцены, в которых композиторский стиль Россини проявился ярче всего. Это восхитительный дуэт Мустафы и Линдора; гениально смешной септет — финал первого действия, где Россини использует звукоподражательные свойства слогов «дин-дин», «бум-бум», «кра-кра», «так-так», создавая эффект перезвонов; ставший сразу же знаменитым терцет Паппатачи; рондо Изабеллы «Подумай о родине и без страха исполни свой долг». На последних словах во время спектаклей публика срывалась со своих мест и шквалом аплодисментов приветствовала певицу и маэстро. Неудивительно: это было время, когда Италия была оккупирована французской армией, и в сердцах итальянцев закипал патриотизм. После премьеры строгий учитель Россини падре Маттеи так охарактеризовал успех своего юного питомца: «Джоаккино все сказал». Но он ошибся. Это была только заря музыкального гения. И впереди уже виднелись вершины — «Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль».
Однако именно с «Итальянки...» Россини начал претворять в жизнь свою реформу оперного жанра. От устаревших правил, царивших в ту пору в музыкальном театре, и приевшегося шаблонного ме- лодизма не осталось и следа. Зрители вдруг услышали живую и искреннюю музыку, без пошлости и неуклюжести. Равновесие и изысканность во всем, непревзойденный вкус и чувство меры — именно благодаря этому оперы Россини интересны и по сей день
фото: Олег Черноус