В афише недели — Ибсен, Шоу и Чехов. Те, кого сто лет назад называли драматургами новой волны.

«Враг народа»
Театр Маяковского

Для тех, кто не в курсе: сто лет назад Генрик Ибсен действительно считался автором новой драмы, поднимавшим острые социальные вопросы,будоражащие бюргерское общество. Вот именно поэтому передовые европейские театры сегодня, ставя Ибсена, актуализируют его тексты, добиваясь того же, чего добивался сам автор — острейшего общественного резонанса. По такому же пути пошла драматург Саша Денисова, перелицевавшая ибсеновского «Врага народа» для молодого режиссера Никиты Кобелева (театралы запомнили его после дебютной «Любви людей» на Малой сцене «Маяковки»). Дело происходит на крупном курорте, который импозантный мэр (Игорь Костолевский), не вылезающий из телестудий, называет комплексом федерального значения, буквально раздувая щеки от гордости. Меж тем курорт возник благодаря его младшему брату — ученому-бунтарю Томасу Стокману (Алексей Фатеев), чья идея о том, что местный источник обладает целебными свойствами много лет подряд считалась бредом. Теперь справедливость восторжествовала, хиппарь Томас получил приличное жилье и пост главного курортного врача, но научных изысканий не прекратил. И в один прекрасный день сделал открытие: вода в источнике загрязнена отходами местной кожевенной фабрики и представляет угрозу для всех, кто ее пьет. Угадайте с двух раз, что сделал старший брат: закрыл курорт и занялся проектированием очистных сооружений или приехал в местную газету, чтобы не пустить скандальное интервью брата в печать? Не надо разбираться в политике, чтобы тотчас вспомнить события вокруг Химкинского леса и недавно ушедшего из жизни журналиста Михаила Бекетова...

Главная удача этого «Врага народа» — художник и автор мультимедиа Михаил Краменко. Слева на сцене он соорудил подобие телестудии, справа — подвижный модуль, легко превращающийся то в редакцию, то в квартиру Томаса Стокмана. В спектакле есть и подобие хоум-видео — по сюжету Петра, юная дочь Томаса, ведет видеоблог, рассказывая согражданам о надвигающейся экокатастрофе. Все это сделано стильно и достоверно — и так же играется артистами, среди которых хочется выделить отличную работу Алексея Фатеева—Стокмана — умного, страстного и трагичного в своем донкихотском

фото: Михаил Гутерман


«Лондон Шоу»
Сатирикон

Чтобы отдохнуть от актуальности, отправляйтесь в «Сатирикон». Пьесы Бернарда Шоу, сто лет назад писавшего эссе про Льва Толстого и влюбленного в Чехова, тоже относятся к «старой» новой драме.Его «Пигмалиона» ставит Константин Райкин. Вечный сюжет про малограмотную цветочницу и высокомерного профессора-филолога, не только превратившего ее в леди, но и поддавшегося ее обаянию, он называет историей о том, как «тот, кто пытался приручить, сам оказался приручен». Обещают два состава. В одном замарашку, ставшую красоткой, сыграет чернокожая Елизавета Мартинес-Карденос, а ее отца — Григорий Сиятвинда, в другом — Альбина Юсупова и Денис Суханов. Профессора Хиггинса тоже репетируют двое: Максим Аверин и Артем Осипов. Роль матери Хиггинса досталась Агриппине Стекловой и Лике Нифонтовой. Спектакль, переименованный в «Лондон Шоу», станет веселой лав-стори, которую будут разыгрывать в сопровождении знаменитых хитов из фильмов Чаплина. А уж петь и двигаться сатириконовцы умеют как мало кто! Напоследок — новость для поклонников ре- жиссуры Юрия Бутусова. Он начал репетировать в «Сатириконе» чеховских «Трех сестер». Кто видел в этом театре «Чайку» (отхватившую год назад «Золо- тую маску»), тот знает: скучно на бутусовском Чехове не будет.


«Записные книжки»
Студия театрального искусства

Пока «Три сестры» в «Сатириконе» еще не вышли, не стоит тратить время зря. Отправляйтесь к «женовачам», то есть в «Студию театрального искусства» под руководством Сергея Женовача, расположенную на улице Станиславского. До революции здесь был клуб для рабочих золотоканительной фабрики купца Алексеева (настоящая фамилия Станиславского). Теперь художник Александр Боровский превратил его в один из самых стильных театральных домов Москвы. На днях здесь играют спектакль, целиком состоящий из чеховских записных книжек. Кто их читал, тот знает, что кем-кем, но скучным, пресным ханжой Антон Палыч никогда не был. А кто не читал — тому тем более пора убедиться, что автор «Трех сестер» и «Дяди Вани» озоровал как мог, оставив в своих записных книжках роскошную коллекцию жизненных нелепиц, тонких и точных зарисовок, из которых порой и рождались его пьесы. Да, кстати, напомним: именно с Чехова в России и началась новая драма.

фото: пресс-служба СТИ