Кирилл Серебренников выпускает на основной сцене «Гоголь-центра» спектакль, основанный на легендарных «Идиотах» Ларса фон Триера. В 1995-м датчанин снял один из самых сильных своих фильмов — снял ручной камерой, в реальных декорациях, используя только живую музыку. Все эти условия съемок вошли потом в его знаменитый киноманифест «Догма 95». Серебренников, недавно объявивший, что подписывает ту же декларацию, но в театре, рассказал «ВД» о своих «Идиотах», действие которых происходит в современной Москве.
Твой спектакль будет про испытание общества на толерантность?
Так было у Триера. Но какая у нас толерантность? У нас человек не испытывает общество на толерантность, он испытывает себя. Буквально: сколько он может выдержать во взаимоотношениях с обществом?..
Ты подписал триеровскую «Догму», тем самым загнав себя в какие-то жесткие рамки.
Найти сценическое соответствие тому, что делает в этом фильме Ларс фон Триер, очень трудно. Это не просто документальность существования, но и множество стилистических ограничений. Но мы ни в коем случае не повторяем кино буквально. Ведь это и невозможно.
А музыка?
У нас, как и у Триера, есть только «Умирающий лебедь» Камиля Сен-Санса в исполнении самих актеров.
В фильме действие происходит в загородном доме.
У нас все происходит в Москве, в большом сталинском доме. Есть особый сюжет, связанный с этой квартирой.
А загадочная Карен, которая появляется словно ниоткуда, весь фильм за ней тянется какая-то тайна, а в финале выясняется, что у нее погиб сын?..
У нас ее зовут Карина, роль играет Оксана Фандера. Но финал истории будет другой. Впрочем, я пока не понимаю, что выйдет. Таких спектаклей, как «Идиоты», я еще не делал. Начинаю с нуля. Другой стиль репетиций — мы сами еще не знаем, чем закончится каждая сцена, и это невероятно увлекательно! Хочу сказать спасибо всем участникам процесса — и артистам, и сотрудникам «Гоголь-центра».