Новый взгляд на классику: Мэтью Боурн разбудит «Спящую красавицу» в наши дни.
Знаменитый британец Мэтью Боурн давно превратился в культурный феномен. Он уже много лет удерживает внимание самого широкого зрителя, и теперь трудно припомнить, как непросто его спектакли добирались до России. Это сегодня москвичи знакомы с Боурном не понаслышке. Конечно, спасибо интернету. Но и живьем видено многое. Чеховский фестиваль вместе с Британским советом привозил и знаменитое «Лебединое озеро» с мужчинами-лебедями, и изысканно-брутальную «Пьесу без слов», и истинно британского «Дориана Грея» с сюжето м по Оскару Уайльду, и неожиданную «Золушку». Ждать от Мэтью Боурна трепета перед классикой — пустое. Он скорее позубоскалит, поерничает, заглянет этой классике под юбку. И обязательно увидит в старой истории нечто новое и страшно злободневное. Притом что Боурн разменял шестой десяток, он не изменяет собственному кредо делать максимально эпатажные спектакли.
В отличие от обыкновенных хореографов, он провел детство не в каземате балетной школы, а как нормальный парень. Разве что бегал иногда в театр да собирал автографы у актерского подъезда. Только в 22 года он поступил вдруг учиться балету в авторитетный лондонский «Лабан Центр» (Laban Centre). Заведение это очень уважаемое, и, несмотря на наличие собственной иконы, хореографа-мыслителя Рудольфа Лабана, развивает в учениках критичное отношение ко всем без исключения проявлениям искусства. В результате выпускник Боурн создал свою труппу Adventures in Motion Pictures, прогремевшую на весь мир. И как бы ни был Боурн далек от пиетета к формальностям, теперь он — кавалер ордена Британской империи, обладатель премии «Тони», пяти премий Оливье и трех десятков международных наград. Его признали и театралы, и те, кто в принципе терпеть не может балет и ходит в театр раз в год по обещанию.
Мировая премьера «Спящей красавицы» была главным событием в цикле к 25-летию компании «Нью Эдвенчерз Продакшн» в декабре прошлого года, никогда спектакли Боурна не появлялись в Москве с таким кратким отрывом от лондонской премьеры. Любитель эпатажа и умница Боурн вновь припал к музыке Чайковского, завершив свою трилогию балетных шедевров классика. Начиналась эта история с «Щелкунчика» почти двадцать лет назад, потом было триумфальное «Лебединое озеро». Сейчас Боурн снова эстетствует и фантазирует, маркируя начало действия в «Спящей красавице» 1890 годом и отсылая ко времени первой постановки этого балета в Санкт-Петербурге. Продолжается эта история в более жесткую Эдвардианскую эпоху. А потом уже проснувшаяся через много лет принцесса Аврора попадает в наше время, которое, как считает Боурн, представляет собой мир еще более загадочный и удивительный, чем любая волшебная сказка.