В конце театрального сезона VashDosug.ru вспоминает спектакли, представленные на столичной сцене в 2013 г. Мы перечислим как однозначных хедлайнеров, так и не очевидных «пораженцев» уходящего театрального года. Если вдруг кто-то пропустил важные события, у него есть возможность восполнить пробел и купить билет в следующем сезоне.

Хиты

«Добрый человек из Сезуана»
Театр Пушкина


Чего ждали: метафоричной режиссуры Юрия Бутусова, социального пафоса (это же Брехтт!), политической актуальности, не самых сильных актерских работ

Что увидели: неожиданную и мощную режиссуру (при этом привычная для Бутусова избыточная эксцентрика, эффектные дерзости и эксперименты с формой отсутствуют). Очень личный взгляд на брехтовскую пьесу, бесскопромиссность и жесткость основного вывода — любить не только больно, но и опасно. Выдающиеся актерские работы (грандиозная Александра Урсуляк в роли проститутки Шен Те). Яркое выраженное философское начало — это спектакль не столько про общественные пороки, сколько про несовершенство человечества в принципе.

фото: пресс-служба театра


«Евгений Онегин»
Театр Вахтангова


Чего ждали: мощного высказывания на тему русской ментальности, оригинального прочтения главного русского романа. Узнаваемого режиссерского почерка Римаса Туминаса (подчеркнутой образности, многозначности визуальных символов). Сергея Маковецкого в роли Онегина.

Что увидели: ровно то, что ожидали. Фирменную изысканность и нежный туминасовский юмор. Философичность. «Онегин» в этой версии — спектакль о прощании с юностью и мечтами. Иронично, но с большой теплотой показанную «русскость» (Туминас «высказался» по поводу плохих дорог, чванливой знати, пошлого света, мещанской старости т. д.). Маковецкого и других вахтанговских звезд в лучших своих работах. Изумительной красоты сценографию Адомаса Яцовскиса, грандиозную музыку Фаустаса Латенаса, прекрасные костюмы Марии Даниловой.

фото: Екатерина Цветкова


«Идеальный муж»
МХТ им. Чехова

Чего ждали: провокации, разрекламированной самим режиссером в собственном блоге. Эпатажа, обнаженных сцен, злой и саркастической постановки на тему сегодняшней власти. Переписанного Уальда.

Что увидели: даже больше, чем ожидали. Богомолов не только переписал Уальда, но и скрестил его с Шекспиром, Чеховым, рекламными заставками про майонеза «Ряба» и полублатными хитами звезд русского шансона. Получилась самая злая и самая радикальная постановка про сегодняшнюю Россию. Досталось всем: геям, коррумпированному правительству, шансону, эстраде, священникам, продажным женам, валютным шлюхам и т. д. и т. п. Налицо вдохновенная работа актеров — вновь «открытого» театралам Игоря Миркурбанова, Марины Зудиной, Александра Семчева, Дарьи Мороз, Алексея Краченко и др.

фото: Екатерина Цветкова


Разочарования

«Весна священная»
Большой театр


Чего ждали: одну из самых громких и экстравагантных балетных премьер последних пяти лет. «Весна..» открывала грандиозный международный фестиваль, посвященный 100-летию скандального шедевра Стравинского-Нижинского-Дягилева. Поставить абсолютно новую версию балета доверили Татьяне Багановой, основательнице труппы «Провинциальные танцы», одному из первых адептов стиля contemporary dance в России.

Что увидели: претенциозное и пафосное действие на тему «человечества, которое мучает жажда». Эффектную, но никак не согласованную с танцами и музыкой сценографию питерского художника Александра Шишкина (на сцене — нереальных размеров бумажный флаг-портрет какого-то чудовища в очках, задворки странной лаборатории, стеклянные банки и огромное нечто, похожее на корыто). Традиционную для Багановой хореографию без ярких «находок» и кульминаций. Визуальный концепт, разрушивший магию гениального балета.

фото: Дамир Юсупов


«Портрет Дориана Грея»
Театр им. Ермоловой


Чего ждали: знакового спектакля для обновленного Театра Ермоловой. Первой за долгие годы премьеры с участием самого Олега Меньшикова. Яркой и современной работы молодого режиссера Александра Созонова (ученик Кирилла Серебренникова). Разрекламированной в СМИ актуальности проекта — действие романа происходит в наши дни.

Что увидели: мультимедийный перформанс, в котором форма расходится с содержанием. Действие романа Уальда перенесено в современность, но диалоги главных героев не переписаны. Как следствие — «картинка» и текст сильно разнятся. Идея режиссера о том, что все случается в виртуальной реальности (Дориан Грей — выдумка лорда Генри, цифровой пшик), непонятна. Слабые актерские работы (почти все ермоловцы не вписываются в модный формат новой постановки и играют по законам театра вековой давности).

фото: Владимир Луповской


«Князь Игорь»
Большой театр


Чего ждали: знаковой премьеры от Большого, заметно сдающего позиции лучшего театра страны. Для постановки величайшей русской оперы пригласили 95-летнего мэтра Юрия Любимова. Ждали социально значимый спектакль-сенсацию.

Что увидели: сильно урезанную версию бородинского шедевра, из партитуры исключили даже знаменитую арию Кончака. Не очевидна и режиссерская концепция Любимова (в одном из интервью мэтр признался, что поставил спектакль о трагедии любой войны и о необходимости мирно соседствовать с другими народами). Непростительно скудные для оперы на большой сцене декорации, невнятные костюмы. Не идеальные вокальные работы солистов.

фото: Дамир Юсупов