На Чеховский фестиваль привезли «самый странный спектакль» Жозефа Наджа.

Французского хореографа венгерского происхождения называют самой загадочной личностью современного театра. О его мизантропии ходят легенды, о спектаклях яростно спорят критики. Дать четкое определение его стилю невозможно, — предельная отрешенность от зрительских потребностей предполагает отсутствие привычных театральных форм. Долгое время Надж был арт-директором Авиньонского фестиваля, сегодня он руководит Национальным хореографическим центром Орлеана. На Чеховский фестиваль Надж, по его собственным словам, привез самый странный свой спектакль.

У постановки непроизносимое название «Shо-bo-gen-zo». Из программки можно (и нужно!) узнать, что это название произведения японского философа Догэна, сформулировавшего основные принципы течения дзэн и основателя школы Сото. Только связав между собой первоисточник и увиденное на сцене, можно догадаться, что Надж придумал некую танцевальную фантасмагорию о Просветлении. Попытался примирить культуру Востока и Запада. Точнее образумить Запад, дав ему увидеть порожденный его культурой хаос.

Надж напротив ратует за тишину, неспешность и медитацию. Но в своем спектакле демонстрирует ровно противоположное. На сцене — четверо. Двое джазовых авангардистов, танцовщица Сесиль Луайе и, собственно, сам Надж. Последние выделывают нелепые и на первый взгляд совершенно бессмысленные коленца под безупречно выстроенную какофонию (низкие «частоты» контрабаса плюс «визг» саксофона). Судя по всему, дзэн-концепция должна оправдывать этот не самый изобретательный сontemporary dance.И глиняную фигурку, которую вдруг начинает лепить хореограф на глазах у публики. И еще одну — вырезанную из красной бумаги и ближе к финалу оказывающуюся пришпиленной к театральному занавесу. Из других оживляющих действие выдумок — падающие на артистов шишки, солома и бумажные колпаки. В финале артисты стоят по стойке смирно и блаженно улыбаются, глядя в зал. Что всё это значит на самом деле, знает только Надж. Публике же остается только постараться его понять.