Толстой, Пушкин и Мольер в летней театральной афише. «ВД» рекомендует.

Конец сезона — лучшее время для похода в театр. Во-первых, многие уже в отпуске, так что попасть на спектакли легче, чем обычно. Во-вторых, добираться после театра домой надо не в темноте и не по льду, а засветло, так что сам поход превращается в приятную прогулку. Ну и вообще летом надо наверстывать все, упущенное за зиму.

«Анна Каренина»
«Евгений Онегин»
Театр им. Вахтангова

Начнем с Театра имени Вахтангова. Он работает до конца июня, так что шанс посмотреть «Евгения Онегина» — одну из главных премьер уходящего сезона — есть только на этой неделе.Литовский хореограф Анжелика Холина не впервые работает с вахтанговцами: в репертуаре театра остается «Берег женщин» — темпераментный рассказ о женском одиночестве, исполненный без слов. В «Анне Карениной» запросто перемешаны сочинения Шнитке, Чайковского, Малера и Форе, а все партии исполняют драматические артисты. Балет рекомендуется к просмотру в двух случаях. Если вы любите и чтите Льва Толстого, вам непременно захочется узнать, как можно рассказать сюжет его романа, обходясь без слов. А если не любите и вообще не читали, то спектакль может изменить ситуацию: выйдя из театра, многие зрители срочно скачивают роман на смартфоны и ридеры. В «Карениной» Холина продолжает феминистическую тему. Анну в спектакле губит жестокий и насквозь фальшивый высший свет, в котором правят бал мужчины с негнущимися спинами — такие, как Каренин в исполнении импозантного Евгения Князева. Саму же героиню, сперва тихо поникшую возле мужа, а потом отважившуюся на бунт, танцует Ольга Лерман — юная вахтанговка, которой последний год явно благоволит фортуна. Ее гордый экспрессивный танец пленил не только экспертов «Маски», выдвигавших спектакль и актрису на премию, но и самого Римаса Туминаса: после Анны он дал ей роль пушкинской Татьяны в «Евгении Онегине». Римас Туминас — создатель вильнюсского Малого театра и человек, с которым последние годы связано возрождение Театра имени Вахтангова, — замахнулся на наше литературное все — пушкинского «Евгения Онегина». Разрушая поэтический флер, а заодно и все стереотипы, облепившие «энциклопедию русской жизни», как ракушки дно океанского лайнера, он пытается найти сценический эквивалент пушкинскому слову. Онегиных на сцене сразу три: зрелый, вспоминающий свою юность с высоты прожитых лет (Сергей Маковецкий), еще красивый, но сломленный и не расстающийся с бутылкой красного (Владимир Вдовиченков) и совсем молодой, только вступающий в жизнь (Виктор Добронравов).Есть еще юный Василий Симонов в роли Ленского и немолодой Олег Макаров — таким мог бы стать Ленский, доживи он до старости. А еще — эксцентричная Людмила Максакова, играющая няню сестер Лариных, не вынимая изо рта цигарку. Не удивительно, что реплика Татьяны «Мне душно» вызывает в зале дружный смех. С юмором и оригинальностью в спектакле вообще нет проблем. Хуже дело обстоит с финальными монологами героев, которые пока не задались. Что же касается Татьяны — Ольги Лерман, то она прелестна, пока, забыв всякие приличия, юлой вертится вокруг няни, требуя немедленно нести записочку к Онегину. Или насмешничает, глядя на соседей, собравшихся к ней на именины. Но стоит ее героине выйти замуж и превратиться в даму, как артистке становится не до шуток, в движениях появляется чинность, а в интонациях — пафос, отчего обаяние спектакля неумолимо идет на убыль. Впрочем, все эти недочеты не отменяют главного плюса: Туминасу действительно удалось поставить «Онегина» так, что в него вслушиваются и всматриваются даже те, кто никогда не читал Пушкина. Это, знаете ли, дорогого стоит.

фото: Михаил Гутерман


«Преступление и наказание»
МХТ им. Чехова

Если вашим стремительно взрослеющим чадам трудно дается «Преступление и наказание», самое время вести их на спектакль Льва Эренбурга. Это изрядно облегченная, но зато не пошлая вариация на тему романа Достоевского. Прежде чем стать режиссером, создатель питерского Небольшого драматического театра, лауреат «Золотой маски»-2008 Лев Эренбург (за «Грозу» в Магнитогорской драме) работал филологом и врачом скорой помощи. Как филолог он легко д омысливает то, что могло бы происходить с героями Достоевского, между строк романа, а как врач внимателен к жизни человеческого тела. «Преступление и наказание» он превращает в череду горьких, ироничных сцен о молодых безумцах и недотепах, шутя растрачивающих свои жизни. Вот, скажем, Катерина Ивановна (Ксения Лаврова-Глинка) моет пол, плохо отжав тряпку, а вокруг суетится Соня (Яна Гладких) — такая же старательная неумеха. Обе в очках и похожи на двух обнищавших курсисток, не приспособленных ни для быта, ни для проституции. К первому клиенту Соня отправляется из жалости к мачехе, кашляющей кровью. В одном из следующих этюдов уже пьяная, в наряде современной пэтэушницы, она засыпает, сев в таз для мытья. К ней подкрадывается папаша Мармеладов (Алексей Шевченков). Вытаскивает из кармана спящей мятую купюру и, морщась от стыда, хочет бежать похмеляться, но тут проснувшаяся Соня сама сует ему деньги — с омерзением от того, как они были заработаны.

Раскольников, каким играет его знакомый по кино и дебютировавший этой ролью на сцене МХТ Кирилл Плетнев, столь явного разлада с самим собой не испытывает. Коренастый парень с юношеским лицом и плотным телосложением выглядит самым здоровым из всех персонажей. Даже слишком здоровым — когда в сцене с Порфирием у него идет носом кровь, кажется, что все дело в полнокровии, а не в иезуитских вопросах следователя. Этот самый следователь, мастерски сыгранный Федором Лавровым, в какой-то мере и спасает спектакль. Фразу Порфирия, жалующегося на геморрой, режиссер разворачивает в целый скетч, посвященный борьбе с этим мучительным недугом. Но сквозь гомерический хохот зала артист как-то успевает протащить главную мысль своего героя — мысль о необходимости внутреннего суда над своими поступками, без которой «Преступление» потеряло бы смысл.

фото: Екатреина Цветкова


«Школа жен»
Театр-студия им. Олега Табакова

Классическая литература не всегда серьезничает и хмурит брови. В «Табакерке» только что выпустили новую версию мольеровской «Школы жен» — о том, как один господин (его играет Александр Семчев) решил, несмотря на советы друга (Виталий Егоров), взять к себе юную деревенскую простушку (Надежда Жарычева) и воспитать из нее примерную жену. Что из этого вышло? Три часа сплошных курьезов, причем вполне современных, поскольку новый перевод «Школы жен» для «Табакерки» делал поэт и публицист Дмитрий Быков. Так что за словом герои Мольера в карман не лезут. Ставит спектакль Александр Хухлин, пару лет назад дебютировавший детским спектаклем на сцене РАМТа. В общем, есть все основания полагать, что подростков на спектакль брать стоит. Тем более что на сцене будут их сверстники — вместе со взрослыми актерами в «Школе жен» играют студенты Московской театральной школы Олега Табакова.