Середина лета — хорошее время, чтобы наверстать упущенное в театре. Еще немного, и сезон закроется окончательно.
Театр Моссовета
«Три сестры»
Современник
Для начала — классика. В «Современнике» и в Театре имени Моссовета идут «Три сестры». В первом случае — это новая версия давнего спектакля Галины Волчек, впервые поставленного еще в 1982-м. В сегодняшней, третьей по счету, редакции сестер играют Чулпан Хаматова (Маша), Ольга Дроздова (Ольга) и Виктория Романенко (Ирина). И если когда-то, в начале 80-х, на фоне авангардных «Трех сестер» Любимова, постановка Волчек казалась критикам излишне спокойной, то сегодня — вероятно, благодаря молодым актерам, она обрела нерв и остроту. Все вроде бы то же — даже костюм на Хаматовой точь-в-точь, как у ее предшественницы Марины Нееловой. И знаменитый мост — главная деталь декораций Вячеслава Зайцева и Петра Кириллова — все так же угрожающе нависает над сценой и над домом Прозоровых. Но вот драматизма и накала страстей сегодня прибавилось и потому, когда в третьем акте Ирина — Виктория Романенко, не знающая, как распорядиться своей жизнью в родном беспросветном захолустье, кричит «Выбросьте меня, выбросьте!», угрожающе клонясь с моста вперед, зал, словно у знавая себя, дружно охает. Все мы — в этом захолустье... А в Театре имени Моссовета кинорежиссер Андрей Кончаловский продолжает свою «чеховиану», начатую когда-то в кино (знаменитым «Дядей Ваней» со Смоктуновским) и на сцене парижского «Одеона». К «Трем сестрам» режиссер обратился впервые, вместе с «Дядей Ваней» и «Чайкой», прежде также поставленными в «Моссовете» («Чайка», правда, уже не идет), они образуют трилогию. Юлия Высоцкая, игравшая в «Дяде Ване» дурнушку Соню, — расцветает, превращаясь в сексапильную Машу. Павел Деревянко, тонко сыгравший дядю Ваню, продолжает тему не востребованного временем и от того нелепого интеллигента в роли барона Тузенбаха. Художник по костюмам — признанный эстет, знаток Серебряного века, да и вообще живая легенда Рустам Хамдамов. В его костюмах все актрисы кажутся изысканными дивами, а актеры получают благородство манер и осанки. В чеховских постановках это сегодня встретишь нечасто.
фото: Сергей Петров
Театр Романа Виктюка
Сознайтесь: видели ли вы знаменитых «Служанок» Романа Виктюка? Если не видели, говорите об этом шепотом и немедленно исправьте ошибку. Когда-то, в начале 90-х, «Служанки» Романа Виктюка были почти таким же символом перестройки, как упраздненная Берлинская стена. Этим спектаклем Виктюк нарушил все табу советского театра. Поставил пьесу знаменитого Жана Жене, тончайшего стилиста и интеллектуала, гомосексуалиста и тюремного сидельца, в СССР почти не издаваемого, и к тому же выполнил волю автора — дал роли преступных служанок и их изысканной госпожи мужчинам. Спектакль балансировал на грани эстетства и хулиганства. Мужчины надевали юбки и извивались в такт песням Далиды. Декорации Аллы Коженковой возвращали театр к эпохе модерна, а лица актеров стараниями визажиста Льва Новикова превращались в произведения гримерного искусства. Зал не только пьянел от ароматов пряного порока, но и захлебывался в атмосфере непривычной для нас свободы. Романтик и филантроп, полагавший любовь главным человеческим чувством, Роман Виктюк хотел освободить народ от этических предубеждений и эстетических оков. Сделать элитарный, эстетский театр доступным массовому зрителю. Для этого, полагал он, нужно лишь усилить долю «попсы», чтобы зрелище легче усваивалось. Так, переходя из театра в театр, тиражируя найденное в «Служанках», ставя мелодрамы, щедро сдобренные ностальгическим шансоном, режиссер и сам понемногу перестал различать красоту и красивость, попсу и эстетство... Но, впрочем, мы отвлеклись. Ведь самое удивительное, что его «Служанки», претерпевшие множество редакций и несколько поколений исполнителей, и сегодня смотрятся неплохо. Но не столько завораживают, сколько вызывают нежную грусть по тому эстетскому театру, который в России, увы, не приживается, непременно скатываясь в дурной вкус.
фото: Михаил Гутерман