Один из главных лидеров минувшего сезона (это он поставил в Театре имени Пушкина брехтовского «Доброго человека из Сезуана», ставшего одним из главных московских хитов), Юрий Бутусов вновь буянит в «Чайке», год назад принесшей театру «Сатирикон» сразу две «Золотые маски».
«Чайка»: талантл. Источник: «Чайка»: талантл. Автор: «Чайка»: талантл
Представьте, что банда комедиантов репетирует пьесу Чехова — при этом каждый исполнитель стремится урвать себе кусочек монолога Треплева, хоть чуть-чуть побыть Ниной Заречной, Аркадиной или на худой конец писателем Тригориным. Во главе банды — сам Костя Треплев, то есть режиссер Юрий Бутусов. В первом акте он рвет декорации к треплевскому спектаклю — ватман, на котором тушью нарисованы озеро с чайками, солнце и слово «Нина». Во втором пляшет тарантеллу, в третьем выводит на заборе граффити: У, потом Х, потом перечеркивает Х палочкой, потом О — получается УЖО. И длинная красная линия — вроде как кардиограмма сегодняшнего театра: сначала она идет зубцами, потом почти прямо. В начале четвертого акта режиссер Бутусов попробует застрелиться… В «Сатириконе», на сцене которого Бутусов прежде ставил и «Макбетта» Ионеско, и «Ричарда III», и «Короля Лира», его понимают с полуслова. Что касается «Чайки», то тут он нашел своего двойника: Треплева играет Тимофей Трибунцев — небритый очкарик в клетчатой рубашке, некстати декламирующий стихи Бродского. В особо патетических местах на сцену выскакивает сам Бутусов. Так неистово танцевать, хрипло голосить и будоражить зрителя актерам и не снилось.
В общем, если вы любите все живое, включая переиначенную классику, вас ждет почти четыре часа талантливого хулиганства. А если приходите в зал с томиком Чехова (так некоторые ходят с партитурой в оперу) и придирчиво сверяете текст, лучше останьтесь дома. Или нет — все равно отправьтесь в «Сатирикон», потому что вкус все-таки надо развивать.
фото: Екатерина Цветкова