«Летние балетные сезоны» проходят в столице уже в тринадцатый раз и по-прежнему набирают обороты.

Последние бурные события столичной балетной жизни с их банкой кислоты и сменой генерального директора в Большом выявили два наблюдения. Первое — повышенный интерес общественности к жизни вроде бы особенных людей на пуантах. Второе — дремучее, чудовищное невежество этой самой общественности по отношению к этим особенным людям на пуантах. На этом фоне фестиваль «Летние балетные сезоны» раньше воспринимался как откровенный чес, ведущий к относительно честному отъему денег у населения. А сегодня — как хоть какая-то акция по просвещению публики: танцуют здесь облегченные версии русского классического балета. Может, тут воплотился один из российских парадоксов: просветительское у нас часто перетекает в коммерческое, и наоборот, хотя второе бывает куда как реже. В общем, если вы за сезон как-то не собрались посетить возвышенную балетную обитель, идите сейчас. Ведите московских друзей и немосковских знакомых, если они непривередливы. Все равно альтернативы нет.

Фестиваль по счету неприятно тринадцатый. Что, конечно, все равно внушает уважение. Он посолиднел, уж третий раз проводится вместе с непотопляемым государственным «Москонцертом» при поддержке Департамента по культуре Москвы. Это значит, что столица в полной мере осознала: пока аборигены большей частью разъедутся в отпуска, понаехавших с культурными запросами Москве придется как-то удовлетворять. Гулять по модным паркам с вай-фаем не все решатся, а вот пойти на балет — безупречное культурное мероприятие. Можно сказать, кошерное. Не напрасно же за двенадцать лет спектакли «Летних балетных сезонов» посетили больше 350 000 человек. У фестиваля торчат уши изначально коммерческого проекта: на двуязычном сайте есть гибкие сервисы по продаже билетов и заметка о том, что вожделенную проходку можно приобрести в салонах известной сети по всей России.

Цена едина, так что перед поездкой в столицу запасайтесь хоть в Магадане. Мероприятие очевидно ориентировано на популярность, и, следовательно, в афише значатся только суперхиты, известные даже самым далеким от предмета зрителям. Поскольку, как уже говорилось, вся афиша представляет собой как минимум по названиям сугубо классику, балеты в ней про любовь. В ближайшие две недели можно увидеть любовь счастливую — «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Щелкунчик», и несчастную — «Жизель», «Ромео и Джульетта». В зависимости от придуманной концовки к тем или другим примыкает «Лебединое озеро». Тут фантазия артистов и их редактирующих классику руководителей может простираться в обоих направлениях. Если победит злой гений Ротбарт (а в отечественной традиции такое бывало), финал добавит в то самое озеро слез. А если одержит верх все-таки принц Зигфрид, героически содрав злодею крыло и перепрыгнув его в самом драматическом месте, то будет радость, совет да любовь как на свежепровозглашенном празднике. Если целевая аудитория собирается верно, то не ее дело вникать в происходящее и припоминать, что обычно танцуют под данную музыку в больших театрах. Ее дело — посчитать фуэтэ, если таковые найдутся, да трепетно следить за чистотой рядочка в кордебалете. Чтобы девушки не заносились. Ну и трепетно следить за сюжетом, как же без этого. Чтобы все было понятно, кто, куда, кого, зачем. Очень может быть, что зрителю удастся запрыгнуть в заоблачные высоты духа. Или хотя бы перестать называть танцовщиков балерунами. А что? Благородная задача.
фото: архив журнала