Сегодня театр-дом публике, которая считает себя продвинутой, совсем не интересен. Другое дело — театр-клуб. В который «не стыдно» прийти с друзьями или девушкой, и где запросто можно встретить кого-нибудь из модной тусовки. Спектакли в таких театрах ставят самые модные режиссеры, которые точно так же, как их зритель, не видят в смысла в классике. В фаворе — все самое необычное, остросоциальное и новое. Такое, что собирает сотни лайков в фейсбуке и активно обсуждается в блогах.

Гоголь-центр

Зачем идти: Гоголь-центр появился на театральной карте Москвы всего год назад — и сегодня вы вряд ли найдете более популярную площадку, чем эта. Ее руководитель — , доказал целесообразность проведенной им революции. Он уволил недовольную труппу бывшего Театра им. Гоголя, изничтожил весь старый репертуар, превратил советский интерьер в стильное пространство. Но самое главное — Серебренников воплотил в жизнь концепцию, согласно которой театр это, прежде всего, место встречи свободно мыслящих людей. В дискуссионном клубе «Гоголь +» проводятся лекции на самые актуальные темы, в клубе «Гоголь-кино» показывают мировые премьеры не дошедших до российского проката фильмов, в общедоступной медиатеке центра хранятся редкие записи великих спектаклей XX — XXI века. Свои спектакли в Гоголь-центре показывают три резидента: известная хореографическая компания «Диалог Данс», студия SounDrama и одна из самых молодых и перспективных театральных команд «Седьмая студия».

Кто бывает: в Гоголь-центр частенько заходят , Сергей Капков, Светлана Бондарчук, Мирослава Дума, Виктор Ерофеев, Д и др.

Что смотреть: «Идиоты» Кирилла Серебренникова,
«Братья» Алексея Мизгирёва и «Митину любовь» Владислава Насташева


Платформа


Зачем идти: «Платформа» — площадка, отданная на откуп современному искусству. И изначально задуманная как поле для экспериментов. На «Платформе» можно увидеть самые скандальные перформансы и обсудить самые неоднозначные спектакли. Жанровые определения здесь исключены. Любой проект — будь то инсталляция, или опера — подразумевает микс театрального, видео-, художественного и любого другого искусства. Как утверждают создатели, на «Платформе» зрители в любую минуту могут стать авторами, «сталкерами, заступившими в неизведанную Зону». Кстати, «Седьмая студия» Серебренникова базируется именно на «Платформе». Почти все спектакли студии отныне входят в репертуар Гоголь-центра.

Кто бывает: , Алексей Паперный, ,, ,

Что смотреть: «Август» Алексея Паперного, «Историю солдата» хореографов Гайя Вайцмана и Рони Хавер (постановка — лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимант»)

фото Нины Сизовой


Практика


Зачем идти: «Практика» — современный театральный центр, успевший побывать на пике славы и затем немного сбавить обороты. В лучшие времена здесь собирались первые фанаты Ивана Вырыпаева (кто не помнит пьесу «Кислород», ставшую культовой, или спектакль «Июль», в котором играла Полина Агуреева), здесь же состоялось «открытие» поэтессы . А через нее — возрождение жанра «поэтический вечер». Со сцены театра читали свои стихи Олег Груз, Илья Кормильцев, Андрей Родионов, Лев Рубинштейн и многие другие. В 2010 году состоялась премьера трилогии «Стихи о любви» по стихам Веры Павловой, Веры Полозковой и Елены Фанайловой. Отец-основатель «Практики» — , продюсер и режиссер, который придумал фестивали «Золотая маска» и «Новая драма». Сегодня Бояков официально передал бразды правления Ивану Вырыпаеву. В репертуаре театра по-прежнему — пьесы самых известных современных драматургов: не считая вырыпаевских , здесь можно увидеть постановки по произведениям Германа Грекова, Вячеслава Дурненкова, Павла Пряжко, Игоря Симонова, Анны Яблонской. А также посетить различные мастер-классы, заняться йогой, посмотреть кино или просто вкусно поесть в местном кафе.

Кто бывает: Павел Артемьев, , , , Наталья Лесниковская, Иван Макаревич, Вера Полозкова, Андрей Смоляков, , и др.

Что смотреть: «Иллюзии» Ивана Вырыпаева, «Один день Ивана Денисовича» Александра Филиппенко, проект «Человек.doc» (серия документальных спектаклей, посвященных героям современной культуры, среди которых Олег Кулик, Артемий Лебедев и др.)


Политеатр


Зачем идти: «Политеатр» открылся полтора года назад, вызвав живой интерес завсегдатаев «Практики» и всех, кто знаком с деятельностью Эдуарда Боякова. На этот раз главный театральный продюсер решил возродить забытую традицию, — ставить спектакли и проводить поэтические вечера и дискуссии в Большой аудитории Политехнического музея. В период между двумя русскими революциями она считалась одним из самых модных мест Москвы. Здесь выступали герои художественного авангарда. Максимилиан Волошин, Владимир Маяковский, Алексей Крученых. В 1915 году после смерти композитора Александра Скрябина концерт его памяти в аудитории дал Сергей Рахманинов. После революции поэты и вовсе воспринимали аудиторию как свой клуб. В 1918 году именно тут в результате скандальных выборов титула «короля поэтов» удостоился Игорь Северянин. В советское время деятельность Аудитории временно прекратилась, зато 60-е годы к ней вернулась популярность . В «Политехе» любили выступать барды, Булат Окудажава и Владимир Высоцкий. Сегодгя Большую аудиторию Бояков решил превратить в «театр нового поколения». По его словам это означает крепкий союз технологического, социального и творческого прогресса. Почти во всех постановках задействован видео-арт и самые новые театральные технологии.

Кто бывает: Владимир Агеев, , Михаил Козырев, Квартет И, Вера Полозкова, , , , Александр Филиппенко, Алиса Хазанова и др.

Что смотреть: «Демарш энтузиастов» Александра Филиппенко, «Выбор героя» Владимира Агеева, «Избранное» Веры Полозковой, «Полоний» Славы Випзона (главную роль играет Владислав Мамышев-Монро)


Театр.doc


Зачем идти: Театр документальной пьесы был создан в 2002 году несколькими драматургами, в том числе Еленой Греминой и Михаилом Угаровым. До сих пор он остается популярным местом среди театралов и «сочувствующей» молодежи. Привлекает в театр-подвал тот факт, что он не государственный, не коммерческий, независимый. Многие спектакли «сделаны» на добровольной основе. И почти все основаны на подлинных текстах, интервью и судьбах реальных людей. Используются также техника verbatim, «глубокая импровизация», театральные игры и тренинги. Всё это привлекает в театр молодых людей, желающих видеть в нем «отражение реальности, а не фантазии уже умерших авторов».

Кто бывает: Саша Денисова, , , «бояковцы» и новая молодежь.

Что смотреть: «Берлуспутин» Варвары Ваэр, «Зажги мой огонь» Саши Денисовой и Юрия Муравицкого, «Док.тор» Владимира Панкова

фото Алексея Витвицкого