Когда в 2006-м группа молодых театральных деятелей затеяла фестиваль-школу современного искусства, в то, что проект выживет, верилось с трудом. Вопреки всему с 1 по 8 октября «Территория» пройдет уже в восьмой раз.

Программа, составленная семью арт-директорами, среди которых Кирилл Серебренников, Чулпан Хаматова, Евгений Миронов и Теодор Курентзис, как и прежде, состоит из трех частей: спектакли, мастер-классы и спецпроекты, которые, как уже замечено, часто вырастают в заметные театральные события. Главной площадкой фестиваля станет Театр наций. Программа откроется 1 октября спектаклем Play — совместной работой знаменитого хореографа Сиди Ларби Шеркауи и танцовщицы Шанталы Шивалингаппы. В тот же вечер на Малой сцене сыграют «Электру» в постановке Тимофея Кулябина. Разумеется, это будет не совсем Еврипид: действие происходит в огромном аэропорту, где в крошечной служебной квартирке ютятся обслуживающий помещение рабочий и его жена Электра. В аэропорт прилетает Орест, лента транспортера привозит его чемодан, набитый холодным оружием. Далее все по Еврипиду: брат и сестра долго не могут узнать друг друга. А вот когда узнают, договорятся убить собственную мать, царицу Клитемнестру, и успешно претворят планы в жизнь, выяснится поразительное обстоятельство. Электра убивает мать, потому что так повелели боги — она должна отомстить за убитого отца, а вот брат действует как банальный уголовник. В богов же он вообще не верит. Словом, молодой режиссер сталкивает два мироощущения: античное и современное. И за этот небанальный ход ему стоит простить слишком щедро льющуюся по сцене красную краску, окурки в глазах у трупа и прочий перебор.

«Камень» — спектакль Филиппа Григорьяна по пьесе Мариуса фон Майенбурга, премьера которого состоялась на днях. Кто видел перформанс «Полнолуние», получивший недавно «Золотую маску» в номинации «Новация», тот понимает, насколько далек Григорьян от привычного психологического театра. Однако пьеса, по сюжету которой немецкая семья получает по реституции свой старый дом, купленный, как выясняется, не без подлости и крови, потребовала от режиссера подробного разбора ролей. И все же традиционной постановки от Филиппа Григорьяна ждать не стоит.

Можно сказать, что Rausch немецкого режиссера Фалька Рихтера и голландского хореографа Анук ван Дайк приехал к нам прямо с Авиньонского фестиваля, одним из хитов которого он стал этим летом. Название можно перевести как «опьянение», «дурман», «измененное сознание» — в этом состоянии находятся герои, выкрикивающие и вытанцовывающие монологи о политике, любви и одиночестве. Если вы не боитесь синтетических спектаклей, в которых танец существует на равных со словом, то вам сюда. А если боитесь — надо срочно перевоспитываться. Потому что весь современный театр существует на стыке жанров. Собственно, к междисциплинарным зрелищам относится и спектакль «Первая материя». Его автор — знаменитый Димитрис Папаиоанну, в послужном списке которого — открытие Олимпийских игр в Афинах, спектакли и инсталляции по всему миру. «Первая материя» — это лишенный слов рассказ о художнике и его альтер эго. В абсолютной тишине по сцене перемещаются двое: обнаженный человек и его двойник в костюме клерка. Оба пристально изучают друг друга, и в какой-то момент становится ясно, что речь идет о двух ипостасях одного и того же существа. Или, может быть, о двух вариантах судьбы.

Ларс Ойно, норвежский режиссер, педагог и пропагандист «Театра жестокости» Антонена Арто покажет спектакль «Горная птица», основанный на оперном либретто, сделанном самим Генриком Ибсеном. Его неоконченное либретто не использовалось с 1859 года. Ойно достал его из архива, заказал норвежскому композитору Филипу Санде музыку, содержащую фольклорные мотивы, и соединил действо с принципами театра Антонена Арто. Да, кстати, горная птица — это девушка-отшельница, такая дикая и необузданная, что ее боятся даже жители соседней деревеньки.

фото: архив журнала


А также:

«Живые пространства»
эскизы спектаклей
вход свободный, по предварительной записи на сайте www.territoryfest.ru

Специально для 90 студентов театральных вузов России и ближнего зарубежья и всех без исключения театральных студентов Москвы арт-директора фестиваля, а также создатели фестивальных спектаклей дадут мастер-классы. К ним примкнут: художник Зиновий Марголин — он прочтет лекцию о современной сценографии; знаменитый английский режиссер Деклан Доннеллан; драматург Михаил Дурненков и художница, соавтор всех последних театральных хитов, Ксения Перетрухина. Кстати, в рамках «Территории» на Тверской, 9 открывается ее выставка «Репетиция свободы». Так что — спешите видеть.


Мастер-классы
1–8 октября
Театр наций и ММОМА
вход свободный, по предварительной записи

«Территория» продолжает осваивать сугубо нетеатральные пространства. На этот раз три команды из молодых режиссеров, актеров и драматургов отправятся в Музей Ермоловой, где Александр Созонов покажет действо «Ермолова. Вне игры». Над эскизом «Внутри черного квадрата» в Музее современного искусства работает Андрей Стадников. А эскиз «Война. Мир» в Музее Вооруженных Сил готовит Семен Серзин. Проект, как и в прошлом году, курирует все еще молодой, но уже неоднократно удостоенный «Золотой маски» режиссер Марат Гацалов, так что качество гарантировано.


«Пробуждение весны»
Гоголь-центр

Жанр этого спектакля действительно мюзикл, причем бродвейский — либретто по знаменитой сто лет назад пьесе Франка Ведекинда написал Стивен Сейтер, а музыку — композитор Дункан Шейк. Однако очень скоро выяснилось, что вместо развлекательного зрелища у них получился поколенческий манифест нулевых. Так что в Нью-Йорке на «Пробуждение весны» ходят семьями, чтобы разобраться в проблемах своего стремительно взрослеющего чада. У нас же Кирилл Серебренников вынужден ставить на афишу пометку «16+», потому что подростки в его спектакле ведут себя как в жизни: бунтуют против ханжей-родителей, рассказывают друг другу о насилии, царящем в их семьях, влюбляются и испытывает первые сексуальные опыты. В черством и чопорном мире все это добром не кончается, так что хеппи-энда в «Пробуждении весны» не будет.