Сергей Женовач, Юрий Грымов, Роберт Уилсон и латышская звезда Гуна Зариня: в афише недели — только первачи.

«Цветы для Элджернона»
РАМТ

Такие разные события этой недели объединяет одно — отличная литературная основа. Хотя «литературными» в самом скучном смысле слова эти спектакли тоже не назовешь. Молодежный театр открывает сезон премьерой американского бестселлера, переведенного на все европейские языки, — речь о «Цветах для Элджернона», научно-фантастическом романе Дэниела Киза, изданном еще в 1966-м. Почему книга, давно вошедшая в программу средних школ США и Британии, до сих пор почти неизвестна в России — загадка. Однако кинорежиссер Юрий Грымов, не работавший в театре с 2005-го, ради этой истории решил вновь попробовать свои силы на сцене. Герой «Цветов для Элджернона», умственно отсталый паренек Чарли, соглашается стать подопытным кроликом: ему делают сложнейшую операцию, которая избавляет от слабоумия. Операция проходит успешно, интеллект Чарли растет со скоростью раковой опухоли, и вскоре его способности уже превосходят IQ профессоров медицины. Однако их интеллекта все же хватает, чтобы заранее предсказать: после удачной операции рано или поздно наступит регресс, и тогда разум пациента вернется в исходное состояние. Роль Чарли станет дебютом для талантливого выпускника «Щепки» Максима Керина. Стоящая перед ним, да и перед всей командой РАМТа планка предельно высока — ведь если искать аналоги, на память приходит фильм Барри Левинсона «Человек дождя» с великим Дастином Хоффманом в роли аутиста Рэймонда. Собственно, «Цветы для Элджернона» — не только о личной трагедии «человека дождя», но и об окружающих его людях, отнюдь не всегда способных на милосердие.

фото: с репетиции спектакля/пресс-служба театра


«Последняя лента Крэппа»
фестиваль SOLO

Если вас не привлекает театр, основанный на слове и сюжете, то вот вам отличный шанс увидеть один из лучших образцов визуального искусства.  К нам едет американец Роберт Уилсон. Основатель театральной академии «Уотермилл видеофильмов, завсегдатай биеннале искусства и постановщик спектаклей матических сценах мира, не бывал в Москве с 2001-го. И вот теперь наконец явится, причем в новом для нас качестве: не только режиссером и художником, но и актером, исполняющим знаменитый абсурдистский текст Сэмюэля Беккета. Журналисты приписывают Уилсону фразу: «Хороший актер может управлять залом с помощью одного пальца». Что ж, в ближайшие дни мы сможем это проверить. 

фото: архив журнала


«Медея»
Гоголь-центр

«Медея» — третий спектакль, который выпускает в Москве латышский режиссер Владислав Наставшев. После обаятельной бунинской «Митиной любви», поставленной на Малой сцене «Гоголь-центра», после безжалостного, остросоциального «Страха» (по фильму Фассбиндера «Страх съедает душу»), в котором отлично сыграли прима прежнего Театра имени Гоголя Светлана Брагарник и молодой актер Евгений Сангаджиев, Наставшев взялся за «Медею». Кто хоть немного знаком с античностью, тот помнит, что трагедию Еврипида колхидской колдунье, внучке бога Солнца Медее, древние греки приняли не сразу. Дело в том, что Медея не только предала отца и брата, бросила родину, помогла Ясону украсть золотое руно и родила ему двоих сыновей. Узнав, что Ясон изменяет ей с юной греческой царевной, она убила своих детей. И этого злодейства не смогли принять даже привычные к крови древние греки. На роль Медеи Влад Наставшев пригласил Гуну Зариню — великолепную латышку, знакомую нам по спектаклям Нового рижского театра. В качестве литературной основы он собирается использовать переводы еврипидовских хоров, сделанные 18 лет назад Иосифом Бродским. Собственно, больше о спектакле пока ничего не известно, но кто читал Бродского, тот согласится: его античные сюжеты всегда имеют прямое отношение к нам.

фото: прсс-служба театра


«Горе от ума»
Малый театр

Если вы твердо решили, что хотите отдохнуть от авангарда, отправляйтесь в Малый театр. Свой 258-й (да-да, это не опечатка) сезон театр открывает «Горем от ума» в постановке Сергея Женовача. Тинейджеров можно и даже нужно брать с собой (Грибоедов входит в школьную программу). Фамусова, как и прежде, играет Юрий Соломин, среди других исполнителей — роскошная Людмила Полякова и хорошо обученная молодежь Малого. Здесь с любого ряда слышно каждое слово, и даже если вы подзабыли сюжет Грибоедова, перечитывать перед походом на спектакль не обязательно. Собственно, это самый литературоцентричный из всех описанных выше спектаклей. Назовите такой театр архаичным — и не ошибетесь. Но хорошо сделанная архаика сегодня стала редкостью и ценится пуще авангарда.

фото: пресс-служба театра