В Москве вот-вот состоится премьера мюзикла «Алые паруса», который уже успел стать хитом многих провинциальных театров. «ВД» поговорил с его создателем, одним из самых авторитетных российских композиторов .

Как возникла идея мюзикла?
Все начиналось довольно прозаически. Лет десять назад, сидя в гостях у моего приятеля Юрия Шерлинга, я обратил внимание на его 13-летнюю дочь Александру, которая потрясающе пела и танцевала. Подумал, что необходимо сочинить для нее мюзикл. Тут же вспомнил повесть Александра Грина «Алые паруса» и решил, что это подходящийпервоисточник. Писать либретто я пригласил Андрея Усачева и Михаила Бартенева, с которыми уже работал раньше. Правда, работа оказалась такой кропотливой и долгой, что к тому моменту, как мюзикл был готов, первоначальная идея с Александрой Шерлинг отпала, и судьба нашего детища была неясной.
 
И как долго пришлось ждать премьеры?
Первая постановка «Алых парусов» состоялась на сцене Российского академического молодежного театра. Но режиссер Алексей Бородин не скрывал, что хочет вывести на первый план не музыкальную, а сюжетную составляющую спектакля. Поэтому речь о мюзикле даже не шла. В итоге на свет появилась постановка с драматическими актерами, в которой звучит моя музыка. Признаюсь, я не в восторге от этой версии. А вот настоящий мюзикл впервые был поставлен в Екатеринбурге в мае 2011 года Свердловским театром музыкальной комедии.

Сколько театров сегодня показывают ваш мюзикл?
Я пробовал посчитать — получилось 18 постановок по всей России. И еще несколько театров планируют поставить у себя «Алые паруса».
 
Какими будут «Алые паруса» в Москве?
Когда продюсер Дмитрий Калантаров общался со мной по поводу московской постановки, меня одолевали сомнения, стоит ли вообще все это затевать. Ведь так сложилось, что у Москвы всегда был приоритет: спектакли вначале ставились здесь, а потом уже шли по другим российским театрам. У нас получается обратная ситуация: в Москве состоится премьера мюзикла, который уже успел зарекомендовать себя в провинции. А спектакли из Перми и Новосибирска даже были показаны в столице на фестивале «Золотая маска». Их, правда, посетило ограниченное число зрителей, поэтому можно сказать, что для широкой публики наша постановка станет по-настоящему премьерной. Хочется заметить, что спектакль в Москве будет значительно отличаться от других постановок, так как внесены изменения в либретто,создаются новые декорации... Мы отдаем себе отчет в том, что зритель в Москве очень сложный, удивить его непросто. Но надеемся, что постановка понравится.
 
Вы лично участвовали в кастинге?
Это был один из самых сложных кастингов в моей жизни — мы прослушали более тысячи претендентов. Изначально было решено не приглашать узнаваемых персонажей, которые переходят из одного мюзикла в другой, а найти новых артистов, которые еще мало знакомы зрителям. И в ходе долгих поисков нам, похоже, удалось справиться с этой задачей. На партию Грея мы выбрали Кирилла Гордеева и Мохамеда Абдель Фаттаха, а Ассоль будут играть Ольга Ажажа и Мария Иващенко.
 
Вы работаете в театре и кино с большими музыкальными формами. А написать песню для какого-нибудь современного исполнителя нет желания?
Изредка я пишу песни, но это бывает связано с фильмами. Для эстрады писать не буду.

Это ваше принципиальное решение?
С одной стороны, принципиальное, а с другой — вынужденное. Уже давно прошла та волна, на которой были написаны хиты 80–90-х. И надо либо подхватить новую волну, либо перестать всем этим заниматься вообще. Растет другое поколение молодежи — со своей музыкой, ритмикой, энергетикой. Быть на одной волне с ними непросто. Кроме того, удручает сегодняшнее состояние эстрадной песни. На эстраде множество случайных людей — и продюсеров, и исполнителей, — которые занимаются охмурением масс и «стрижкой» денег. Музыку, которую нынче зачастую
играют в Кремле, раньше только в ресторанах исполняли. И то лично я садился в ресторане подальше от таких исполнителей, чтобы они не мешали мне есть.

Вы смотрите мюзиклы, которые идут на московской сцене? Что понравилось?
Видел почти все спектакли. Мне пришлись по душе «Продюсеры» и «Русалочка» в Москве, а также «Бал вампиров» в Санкт-Петербурге и «Скрипач на крыше» в Екатеринбурге и другие. А вот сугубо российские постановки оценивать сложно, поскольку по своему уровню они не могут встать в один ряд с классикой жанра. Но мюзикл «Граф Орлов» я бы отметил, хотя и с некоторыми оговорками. Очень мне нравится «Обыкновенное чудо» с замечательной музыкой Геннадия Гладкова, но, увы, в Москве этот мюзикл был плохо поставлен. Поэтому хочется увидеть постановку «Обыкновенного чуда» в Екатеринбурге, которую осуществил Дмитрий Белов. Кстати, он же является режиссером «Алых парусов» на сцене Театра мюзикла.

Как бы вы оценили российских исполнителей по сравнению с их бродвейскими коллегами?
Думаю, что наши актеры уже подтягиваются по уровню к бродвейским. Их профессионализм растет благодаря тем немногочисленным знатокам своего дела: педагогам по вокалу, балетмейстерам, музыкальным руководителям, которые знают и понимают технологию создания качественного мюзикла. И среди наших исполнителей уже есть свои звезды: Екатерина Гусева, Наталия Быстрова, Юрий Мазихин, Алексей Бобров и еще десяток актеров, которых публика знает и любит.

Над чем вы работаете сейчас?
Пишу музыку для кинокомедии Аллы Суриковой «Полный вперед». Еще одна работа — гоголевская «Шинель» в остроумном изложении поэта Вадима Жука. Ее жанр я бы определил как «операмюзикл для драматических актеров». Постановка планируется в следующем году в театре «Школа современной пьесы».

Что вас вдохновляет?
Вдохновляющим фактором могут быть интересные замыслы, хорошая команда. Даже идея не столь важна, как талантливая команда — это дает огромный стимул к работе.

Максим Дунаевский
Сын прославленного композитора Исаака Дунаевского, народный артист России, автор музыки к более чем 30 фильмам (среди которых «Д'Артаньян и три мушкетера», «Ах, водевиль, водевиль», «Карнавал»). Написал музыку к мюзиклам «Летучий голландец», «Мэри Поппинс», «Аленький цветочек», «Веселые ребята», «Любовь и шпионаж». Президент Благотворительного фонда им. Исаака Дунаевского, академик Национальной киноакадемии, член экспертного совета Первого канала по отбору на конкурс «Евровидение». Лауреат национальной премии «Музыкальное сердце театра»-2012 (Лучшая музыка (композитор).

фото (1): Persona Stars
фото: архив журнала