Дмитрий Крымов выпускает собственную версию чеховских «Трех сестер». Любителей классических постановок просят не беспокоиться.
Бальзак в Бердиче. Источник: Бальзак в Бердиче. Автор: Бальзак в Бердиче
Помните ли вы, откуда в «Трех сестрах» появляется эта самая фраза — «Бальзак венчался в Бердичеве»? Ее произносит старый доктор Чебутыкин, читая все подряд газетные заметки и сетуя на пробелы собственного образования: знаю, мол, из газет, что Бальзак венчался в Бердичеве, но самого Бальзака не читал. Но главное в этой фразе — не слова, а то, что кроется за ними: тоскливое признание, что жизнь безвозвратно упущена, проходит зря. В другой сцене Чебутыкин выразит то же чувство с помощью старой песенки: «Тарарабумбия, сижуна тумбе я...» Собственно, это и называется чеховским подтекстом: у героев болит одно, а говорят они про другое.
Между прочим, самый знаменитый спектакль Крымова так и назывался — «Тарарабумбия»: это был грандиозный парад-алле чеховских персонажей, проезжавших мимо зрителей по ленте транспортер а,словно чемоданы в аэропорту. Вынеся в заглавие новой постановки упоминание Бальзака (который, кстати, и впрямь венчался в Бердичеве), он решил взглянуть на давно знакомых персонажей по-новому. Много поколений русской, советской и постсоветской интеллигенции сочувствовало прекрасным сестрам Прозоровым, Ольге, Маше и Ирине — столичным девушкам, которых провинциальная жизнь глушит, как сорная трава. Крымов же придал сестрам слегка «мертвецкую» внешность, словно они — персонажи мультфильма Тима Бертона, и лишил всякой романтики: во всех своих бедах сестры виноваты сами. Здесь их брат Андрей Прозоров, женившийся на мещанке Наташе, в
Бальзак в Бердиче. Источник: Бальзак в Бердиче. Автор: Бальзак в Бердиче
нагрузку к женитьбе получает беременный живот. А муж Маши, вечный зануда учитель Кулыгин, вместо написанной им истории гимназии, раздаривает зрителям советского пошиба макулатуру вроде пособия по организации работы районных библиотек. Здесь пьют чай, едят арбуз и философствуют, хотя за окнами полыхает пожар. Здесь у солдафона Соленого не две, а целых три руки — не удивительно, что одна из них,в соответствии с текстом, пахнет трупом. Словом, все здесь сделано по Чехову, но там, где автор лишь намекает на абсурд, режиссер дает абсурду расцвести пышным цветом. Лейтмотивом же к безумному чаепитию в доме Прозоровых становится знаменитый шлягер из репертуара Марлен Дитрих «Лили-Марлен». И не спрашивайте, почему. Просто отправляйтесь на спектакль. Будете много смеяться, а в конце, вероятно, пустите слезу. Для особо чувствительных сообщаем сразу: хотя это и радикальная версия, но барон Тузенбах все равно погибнет. Но как!
фото: Владимир Луповской (1), Наталия Чебан (2)