Знаменитая балерина и наследница вагановской школы ставит в МАМТе шедевр Мариуса Петипа.
«Баядерка» в верс. Источник: «Баядерка» в верс. Автор: «Баядерка» в верс
Некоторые события балетной жизни кажутся ирреальными. Будто не очень давно ленинградская балерина Наталья Макарова считалась неблагодарной снобкой, сбежавшей на Запад во время гастролей вслед за Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым. Однако за четверть века новогороссийского времени ставшая мировой звездой Макарова из знаменитой русской американки превратилась в крупную фигуру российского театрального истеблишмента: она председательствует в жюри петербургского фестиваля Dance Open, выпустила спектакль с Романом Виктюком, регулярно судит российские балетные конкурсы. И все-таки МАМТ сумел с ней договориться и стать первым российским театром, в котором Макарова будет работать на новом уровне — как хореограф. Знаменитая балерина и наследница вагановской школы ставит здесь шедевр Мариуса Петипа «
Баядерка» в собственной редакции.
«Баядерка» в верс. Источник: «Баядерка» в верс. Автор: «Баядерка» в верс
Такого рода проекты всегда сопровождает доля скепсиса. Не секрет, что допущенный к рулю парижской Гранд-опера Рудольф Нуриев (на сравнение с которым Наталья Макарова обречена) переиначил все классические балеты на свой лад, добавив в них немного милой его душе ориентальности и удвоил мужские партии, чтобы ему было, где себя показать. Однако у Макаровой в этом смысле репутация чище. Она уже ставила жемчужины русско-французской классики в театрах мира, и впечатления от ее постановок не идут ни в какое сравнение с шоком от нуриевских: Макарова гораздо деликатнее, точнее помнит детали, меньше стремится перенести свои манеры на нынешних звезд. Кроме того, ей хватает здравого смысла не прикасаться к бесспорной хореографии, в нашем случае «акта теней», идеальный рисунок которого давно стал незыблемым.
Для МАМТа это первая балетная премьера нового сезона, долгожданная и обязывающая — раньше у театра просто не хватало на объемную «Баядерку» сил. Три недели с труппой репетировала ассистент хореографа-постановщика, очень известный специалист Ольга Евреинова, а доводит спектакль до ума легендарная Наталья Макарова собственноручно.
фото: архив журнала