В 2014 году человечество будет праздновать 450-летие великого барда. Московские театры тоже не останутся в стороне. «ВД» выбрал пять самых интересных шекспировских премьер нового сезона.

Был ли Шекспир, не было ли Шекспира — науке доподлинно неизвестно. Поскольку оригинальных рукописей драматурга не сохранилось, ученые сломали немало копий в спорах, кто является настоящим автором «Гамлета» — сын купца и простой актер из Стратфорда-на-Эйвоне или, может быть, его более образованные и эрудированные современники — Фрэнсис Бэкон, Кристофер Марло и загадочный граф Рэтленд. Авторство шекспировских произведений некоторые приписывали даже королеве Елизавете.

Как бы то ни было, Шекспир до сих пор остается самым востребованным в мире драматургом. Уникальность его пьес в том, что каждая эпоха смотрится в них как зеркало, и каждая видит свое отражение и находит ответы на свои вопросы.

«Отелло»
Сатирикон


Театр под руководством Константина Райкина вообще-то собирался открыть сезон спектаклем Бутусова по «Трем сестрам». Но, видимо, что-то не срослось, и режиссер резко поменял свои планы. Подробности новой постановки — тайна, покрытая мраком. Известно лишь то, что над спектаклем работают постоянный соавтор Бутусова художник Александр Шишкин, собравший в реквизиторской горы хлама, и композитор Фаустас Латенас, а также то, что мавра исполнит острохарактерный актер Денис Суханов, а Дездемону сыграет Марьяна Спивак. В любом случае нам предстоит испытать нешуточный, поистине шекспировский накал страстей. Но на этот раз праздник небывалой театральной вольницы будет длиться не пять часов, а всего три.

фото: пресс-служба театра, Сергей Петров



«Гамлет»
Гоголь-центр


Французский режиссер Давид Бобе давно дружит с Седьмой студией Кирилла Серебренникова: в МХТ им. А.П. Чехова он сделал с тогда еще студентами спектакль «Феи», а потом работал с ними над «Метаморфозами» Овидия на «Платформе». Их общий «Гамлет» обещает стать этапной, знаковой постановкой. В шекспировской эпохе режиссер видит отражение нашего времени: глобальный кризис, конец старого мира перед рождением нового. Эльсинор в холодильной камере. Морг, затопленный черной водой. Мрачное пространство c морозильными ящиками, столами для обработки трупов, тело отца Гамлета, лежащее на полу. Так будет выглядеть «датское королевство» Давида Бобе. А молодому Гамлету, роль которого досталась Филиппу Авдееву, придется не отвечать на вопрос «быть или не быть», а действовать или оставаться в стороне, наблюдая за агонией этого мира.



«Мера за меру»
Театр им. Пушкина


Совсем в другом ключе работает еще один крупный специалист по Шекспиру, английский режиссер Деклан Доннеллан, хорошо известный русским зрителям по спектаклям «Двенадцатая ночь», «Буря», «Борис Годунов» и «Три сестры». Его постановки обычно по-британски сдержанны, элегантны и в то же время актуальны. Шекспировские персонажи у него выглядят нашими современниками, а классические монологи звучат как злободневные памфлеты. В «Мере за меру», довольно мрачной пьесе об искушении властью, можно найти сколько угодно политических ассоциаций. Но режиссер намерен превратить ее в образцовый триллер, где внезапные перемены сюжета и тона повествования заставят зрителей сидеть на краешках кресел. Главного героя, коррумпированного управленца Анджело, сыграет много работавший с Доннелланом Андрей Кузичев, в остальных ролях — артисты Театра Пушкина: Александр Феклистов, Юрий Румянцев, Александр Матросов и другие.

фото: Владимир Луповской, архив журнала



«Гамлет. Коллаж»
Театр Наций
премьера в декабре 2013 года


Главным событием шекспировского сезона в Театре Наций станет премьера «Гамлета» в постановке Робера Лепажа — театрального мага и кудесника из Квебека, чья сценическая фантазия не знает границ. Ни один из его спектаклей не похож на другой, и каждый преподносит публике какой-нибудь сюрприз. Так, «Гамлета» Лепаж превратил в мультимедийный моноспектакль, где все роли сыграл сам. Теперь этот подвиг предстоит повторить Евгению Миронову. Весь спектакль ему придется провести внутри кубической наклонной конструкции, иллюстрирующей тезис «мир вывихнул сустав», рискуя при этом своими собственными конечностями. В сам день рождения Шекспира, 23 апреля, Театр Наций проведет 24-часовой марафон: днем пройдут мастер-классы, лекции, показы шекспировских экранизаций, а ночью — закулисные перформансы с участием персонажей шекспировских пьес.



«Укрощение строптивой»
Театр Наций


Театр Наций приготовил к юбилею великого барда целую программу. Начнется она со спектакля молодого режиссера Романа Феодори, который подошел к известной шекспировской комедии весьма неожиданно. Действие пьесы будет проходить где-то на корабле, в окружении подводных лодок и дирижаблей. Строптивая Катарина, которую сыграет Чулпан Хаматова, станет судовой поварихой, а покладистая Бьянка — медсестрой. В спектакле появятся и новые герои — вернее, шесть шекспировских персонажей в поисках автора — в исполнении блестящей эксцентричной актрисы Ольги Волковой. А еще там будут много петь, танцевать, исполнять акробатические трюки и играть на музыкальных инструментах. В общем, зрителей ждет настоящая феерия, убеждающая, что наш мир — действительно театр. Или по крайней мере цирковой балаган.

фото: архив журнала



Еще:
Роберт Стуруа репетирует в Et Cetera «Комедию ошибок», Тимофей Кулябин планирует выпустить в том же Театре Наций спектакль по сонетам Шекспира. А в кинотеатрах «Формула кино Горизонт» и «Европа» уже начался Шекспировский фестиваль. Зрители смогут увидеть записи постановок Национального театра, знаменитого «Глобуса» и Королевского театра из Стратфорда-на-Эйвоне, в том числе «Макбета» с участием Кеннета Брана, нашумевшую «Двенадцатую ночь» со Стивеном Фраем и «Ричарда III» с Дэвидом Теннантом. В общем, каждый сможет найти своего Шекспира.