Если ваши повзрослевшие чада никак не могут одолеть литературу, возьмите их в театр. В афише недели — классика на любой вкус: от традиционных интерпретаций до авангарда.

«Горе от ума»
Современник

Грибоедовскую комедию школьная программа давно затерла до дыр. Чтобы исправить положение, надо пойти на спектакль Римаса Туминаса — литовскому режиссеру удалось прочесть «Горе от ума» по-новому. Шесть лет назад он поставил в «Современнике» спектакль о том, как путешественник Чацкий спешил в Москву — в надежде обрести родину и дом. Но не тут-то было: оказалось, и в Москве знать не знают, где эта родина и как в ней жить. Посреди сцены, оформленной Адомасом Яцовскисом, возвышается огромная белая башня. На верхушке устроились две вороны, внизу дверца, из которой валит пар, — печь в доме Фамусова напоминает ко-локольню Ивана Великого. К ней так и норовят прижаться герои, обнять, согреться, вдохнуть едкий дым отечества. Вокруг печки и происходит действие: хмурая одинокая Софья (Елена Плаксина) млеет от объятий Молчалина (Владислав Ветров), гонит от себя Чацкого (Иван Стебунов) и ластится к самодуру Фамусову (Сергей Гармаш). Здесь же, у входа, сложены поленья, через которые перебираются пришедшие на бал гости. Собственно, других украшений в гостиной Фамусова нет. Унылые хоромы богатого варвара, расхаживающего по дому в тулупе, ухарски колющего поленья прямо на полу гостиной и ищущеговшей в голове у Петрушки. Полный сил, не старый, любящий по-солдатски пошутить, Фамусов держит Петрушку и за холопа, и за дворового пса, по-детски радуясь, когда тот бросается на незваного гостя... Вопросы, что делать и кто виноват в том, что фамусовская Москва населена диковатыми уродцами, Римас Туминас оставляет без ответа. Но жалко этих уродцев до кома в горле. И Молчалина, осанистого красавца, говорящего подобострастным альтом, и забитых деток Петрушу (Евгений Павлов) с Лизой (Дарья Белоусова), и остряка Фамусова, неустанно хихикающего (вот кто научил Чацкого пересмешничать) над соседями, и насупленную гордячку Софью. Разумеется, никаких светских бесед и бальных танцев в этом доме быть не может. Монолог про французика из Бордо Чацкий произносит, насильно уложенным в постель. Заподозрив, что у юнца горячка, Фамусов велит прикладываться к его груди облитым холодной водой Петруше и Лизе — вместо льда. Но Чацкий скоро вскочит на ноги, кликнет карету и, не дождавшись ее, покинет дом, как был — босой, в расстегнутой рубахе. Таков он, горький и удушливый дым отечества.

фото: Сергей Петров


«Евгений Онегин»
Театр им. Вахтангова

Продолжить знакомство с режиссурой Римаса Туминаса, а заодно и с классикой стоит в Театре имени Вахтангова — именно там Туминас последние пять лет занимается ребрендингом русской литературы, а точнее — признанием ей в любви. Его «Онегин» временами напоминает философские заметки на полях пушкинского романа, а то вдруг — легкомысленные рисунки. Собственно, и сам Александр Сергеевич, как известно, обожал рисовать на полях рукописи женские головки. Вот так же мелькает в спектакле кудрявая улыбчивая Ольга, не расстающаяся с гармошкой и все норовящая спеть дуэтом с Ленским. Впрочем, Ленских в спектакле два —совсем молодой (Василий Симонов) и пожилой (Олег Макаров). Скажете: что за чушь, ведь Онегин убил Ленского во цвете лет — это знают даже те, кто Пушкина не читал. Однако Туминас населяет свой спектакль призраками: вот таким мог бы быть Ленский, если бы дожил до седин. А этот не расстающийся с бутылкой офицер, разжалованный за мятеж декабристов, сосланный на Кавказ и вернувшийся оттуда инвалидом, — неужели это Онегин? Может, да, а может, и нет — точного ответа в спектакле нет, да ведь и 10-я глава романа, в которой Пушкин намеревался сделать Онегина декабристом, не сохранилась. Вот потому рядом с разгульным офицером (Владимир Вдовиченков) существует и другой Онегин (Сергей Маковецкий) — постаревший, все потерявший и тщетно пытающийся составить письмо Татьяны из разрозненных полуистлевших клочков.

фото: Екатерина Цветкова


«Три сестры»
Мастерская Петра Фоменко

Если вы все равно устали и от радикализма, и от пыльной архаики, отправляйтесь в «Мастерскую». Чехов для Петра Фоменко — редкий автор, всю жизнь он предпочитал ему Толстого и Пушкина. И все же девять лет назад поставил его «Три сестры» — поворотный для «Мастерской» спектакль, обозначивший,что юные «фоменки» на самом деле уже не так юны. Сегодня все они — зрелые артисты. Уже нет трагически рано ушедшего Юрия Степанова, потрясающе игравшего Чебутыкина. Зато по-прежнему не оторваться от дуэта Ксении Кутеповой (Ирина) и Кирилла Пирогова (барон Тузенбах). Да и вообще, когда «фоменки» говорят про дом Прозоровых, понимаешь, что это и про их дом. Их театральный дом, который изменившаяся жизнь глушит, как сорная трава. А он все еще держится.

фото: Михаил Гутерман

Читайте также

Фильмы про школу: 10 травматичных фильмов о школе, которые страшнее ужасов