Большой приглашает на бенефис балерины «золотого века» театра, ныне ведущего педагога Светланы Адырхаевой.



Она вознеслась в золотую пору, когда Большой считался храмом, а его обитатели небожителями, по счастливой случайности спустившимися на грешную землю. Само собой, страсти внутри театра кипели и тогда — люди во все времена одинаковы, но сора из избы не выносили, да и кислотой не плескались. То было время Плисецкой и Стручковой, Карельской и Тимофеевой, Кондратьевой и Сорокиной, Максимовой и Бессмертновой. В этой блистательной компании звезд Светлана Адырхаева не потерялась, не потускнела. Ровно наоборот: балерина с безупречной формой и безупречной техникой, выпускниц арафинированной ленинградской школы обладала еще и особой статью, изюминкой, благодаря которой многие ее партии по сей день остаются эталоном.

Не было Эгины из «Спартака» лучше Адырхаевой. И не было Мехменэ-Бану в «Легенде о любви» лучше Адырхаевой. В Эгине она удерживалась на грани между соблазнительной женщиной и порочной куртизанкой, никогда не позволяя себе развязности. А в Мехменэ, в отличие от всех, включая Плисецкую, соперниц, избегала резкости и, точно соблюдая рисунок роли, наполняла его не поверхностными акцентами, а текучими энергиями, настоящими чарами Востока. Ученица лучших ленинградских педагогов быстро попала в Большой, где и состоялась ее профессиональная жизнь. Здесь же она со временем стала помогать вести классы легендарной Марине Тимофеевне Семеновой. Понятно, что не всякая выдающаяся балерина становится выдающимся педагогом, но с Адырхаевой произошло именно так. Сейчас она балетмейстер- репетитор с целой вереницей учениц, составляющих современное лицо Большого: в списке Анна Антоничева, Анна Леонова, Екатерина Крысанова, Юлия Гребенщикова, Анастасия Сташкевич. Все они работают всерьез, известны публике, танцуют сольные партии. На бенефисе в честь юбилея любимого педагога (весной театру было не до него) они исполнят отрывки из хорошо известных спектаклей: «школьное» па де труа из «Щелкунчика», па-де-де из «Эсмеральды» и «Талисмана», адажио из «Лебединого озера» и «Спартака». А еще публику порадуют номерами, что появляются только в формате концерта.

Почитая букву и дух традиции, Адырхаева никогда не боялась пробовать что-то новое и передала это умение своим ученицам. Так, Анастасия Сташкевич с Егором Хромушиным представят миниатюру легендарного Леонида Якобсона «Охотник и птица», Анна Антоничева — «Размышления» того же хореографа, мелькнет новая миниатюра Snake в постановке коллеги по Большому театру Андрея Меланьина. Особый букет для Светланы Адырхаевой приготовили земляки из Республики Осетия. Прежде всего, перспективный балетный принц Константин Залеев, лишь по недоразумению и свойствам собственного характера все еще танцующий в Казани, а не в Москве, представит с партнершей па-де-де из «Пламени Парижа», а арию Леоноры из оперы «Трубадур» исполнит знаменитое сопрано Вероника Джиоева, делящая время между Большим театром и лучшими сценами мира. Конечно, будет неизбежное на парадном концерте гран па из «Дон Кихота». Но самым оптимистичным завещанием для учеников и поклонников по разумению виновницы торжества должна стать «Рапсодия» Ильи Габараева в постановке Алексея Закалинского с соло Екатерины Крысановой, которое Адырхаева еще вчера танцевала сама.

фото: ИТАР-ТАСС