Топ-5 самых «кровавых» спектаклей московской сцены.
В преддверии заморского праздника Хэллоуин VashDosug.ru решил вспомнить лучшие театральные постановки в жанре хоррора. Несмотря на спорную визуальную составляющую (разбрызганные по полу мозги и кровавые фонтанчики), все они высоко оценены критиками и театралами. Так что, если вы поклонник «ужастиков со смыслом», как говорится, welcome!
«Электра»
Театр Наций
Театр жестокости. Источник: Театр жестокости. Автор: Театр жестокости
Спектакль Тимофея Кулябина действует, как электрошок. На сцене скорее буднично, чем пафосно, происходят убийства. Сюжет древнегреческой трагедии перенесен в здание современного аэропорта. Электра уговаривает объявившегося брата Ореста отомстить палачам их отца — собственной матери Клитемнестре и правящему вместе с ней любовнику Эгисфу. И хотя процесс умертвления не покажут, от шокирующей картинки вы никуда не денетесь. По транспортеру с чемоданами выкатится на сцену окровавленное тело убитого отчима. Потом четверть часа Электра будет над ним измывается — обливать вином, тушить о голову врага окурки и т.д. и т.п. Ближе к финалу детки умертвят и мать. Зачем эти садистские ужасы? — спросите вы. Затем, что в рамках режиссерской концепции они более чем логичны. Заимствовав у древнегреческого классика тему конфликта «человек и воля богов», Кулябин поставил спектакль про то, что Бога нет и никогда не было. И ни одно убийство на этой земле никем и ничем не оправдано.
фото Михаила Гутермана
«Человек-подушка»
МХТ им. Чехова
Театр жестокости. Источник: Театр жестокости. Автор: Театр жестокости
Идейный ужастик по пьесе ирландца Мартина Макдонаха критики называют одной из лучших режиссерских работ Кирилла Серебренникова. И все же, даже если трехэтажный мат в исполнении известных актеров или вид крови вас не очень пугает, подумайте хорошенько: а если это вид крови невинных младенцев? Детей в этой истории зверски мучают: уговаривают покончить с собой, отрубают пальцы ног и даже распинают на кресте и хоронят заживо. Все они, как позже выясняется, жертвы психически больного брата главного героя (первого играет Алексей Кравченко, второго Анатолий Белый). Пока один писал себе сказки-страшилки для будущих поколений, его братец воспринял их как руководство к действию. Глядя на ужасы на сцене, про вопрос — стоит ли искусство слезы ребенка — как-то забываешь. Но и черной комедией назвать этот спектакль язык не поворачивается. Скорее дерзким психологическим триллером для тех, у кого детство не задалось.
фото Сергея Петрова
«Лейтенант с острова Инишимор»
МТЮЗ
Театр жестокости. Источник: Театр жестокости. Автор: Театр жестокости
Перед тем как начать, публику предупреждают: «к просмотру не рекомендуется: ханжам, любителям постить котиков, ярым противникам табуированных тем, беременным и людям с неустоявшейся психикой, не достигшим 16 лет». Предупреждение важное — особенно для тех, кто не знает, что такое радикальный театр. Перед вами — еще одна пьеса ирландца Макдонаха. Гора трупов, фонтаны крови и мозги на полу — это даже не финал и не середина истории. Это ее начало. Речь идет о братоубийственной войне, которая случилась только потому, что старший брат не уследил за любимым котом младшего. А тот возьми, да и окажись головорезом со стажем. От ужаса за питомца младший брат даже забывает отрезать второй сосок у наркодилера, которого пытает с самого начала спектакля. Ну, а дальше... кровь по колено и расчлененка. Большая удача молодой актерской команды — пьеса не смотрится только кроважадным комиксом. Философская глубина очень хорошо просматривается: абсурдная сентиментальность убийц — это всего лишь символ ущербности современного человека.
фото Елены Лапиной
«Метаморфозы»
Гоголь-центр
Театр жестокости. Источник: Театр жестокости. Автор: Театр жестокости
Кровавую мифологию Древнего Рима на современный русский язык переложила переводчик Римма Генкина, кое-что своё дописал Валерий Печейкин. Режиссер Давид Бобе перенес место действия в агрессивную городскую среду, видеохудожники и саунд-дизайнеры постарались, чтобы выглядела эта среда как можно убедительнее.
Сцена — жуткий ангар. На первом плане — разбитые машины, на втором — сетчатая стена, по которой периодически ползают полулюди-полутвари. Наказание богов — превратиться в животных, не исполнено до конца. Недочеловеки молят мучителей «закончить начатое». Но боги не слышат. Боги заняты своими делами — одно другого страшнее. Дочь спит с отцом, мать поджаривает на вертеле сына, мужчину превращают в женщину и насилуют, с осмелившегося соревноваться с богами мальчика живьем сдирают кожу... Все эти ужасы вполне правдоподобно оживают на сцене. Бобе и Серебренников не жалеют ни красной краски, ни нервы зрителей. А в финале, в полной темноте, почти неслышно они произносят — «в этом мире больше зла, чем добра»...
фото: пресс-служба Гоголь-центра
«Идеальный муж»
МХТ им. Чехова
Театр жестокости. Источник: Театр жестокости. Автор: Театр жестокости
Пятичасовая комедия главного нарушителя театрального спокойствия Константина Богомолова поставлена якобы по Оскару Уайльду (его Богомолов «скрестил» и с Шекспиром, и с Чеховым, и с полублатными хитами русского шансона). Здесь разгадывать режиссерскую концепцию не придется: с первых минут действия ясно, что спектакль — злая пародия на современную Россию. Ромео и Джульетта сегодня — это два гея, скрывающих свою связь, потому как ни политику, ни известному певцу не пристало «позориться». Три сестры — гламурные фифы из Vogue-кафе, мечтающие «работать». А Мефистофель — батюшка, благославляющий все непотребства власти и открыто содержащий сиротский приют для извращенцев. Тем, кто любит шутки про религию, геев, Путина и псевдорублевских шлюх, точно сюда. Смешно будет четыре часа, а последний, пятый — еще и страшно. Двойное самоубийство певца-киллера Лорда и его любовника министра будет «продемонстрировано во всей красе». И размазанные по стенам мозги — это еще не самое страшное.
фото Екатерины Цветковой