Не верите, что можно поднять настроение, посмотрев не комедию и не антрепризу со звездами? VashDosug.ru вам это докажет. Наряду с модным сегодня коцептуальным театром, никуда не делись и старые добрые трагикомедии. Самые светлые спектакли московской сцены — в нашем обзоре.
«Пять вечеров»
Мастерская Петра Фоменко
Героиня Тамара (чудесная Полина Агуреева) живет в коммуналке, стол покрывает накрахмаленной скатертью, варит щи и смотрит маленький не цветной телевизор. Ильин (Игорь Гордин) в старенькой одежде и с нелепым портфелем со сменным бельем в руках вежливо сидит на краешке ее деревянного стула. «Сильные» люди несуществующей уже родины. В спектакле Рыжакова они «переехали» — но не в другую эпоху, а куда-то в межвременье. Ради этой цели режиссер придумал мультимедийные декорации — крохотный в масштабах сцены квадратный помост, который кружится, как старая пластинка. А вместе с ним кружится отвесная стена. На бумажных обоях оживают анимационные гвозди для одежды, радио, лампочка в парадной. Смотрится эта мультяшная сценография изысканно и трогательно. Удачная находка — нарисованная дверь, которую приходится разорвать, чтобы открыть настоящую. Ту, через которую к Тамаре приходит Ильин. Самые лучшие моменты спектакля попадают на диалоги этих двоих и их обоюдное молчание. Когда Тамара срывающимся голосом запоет «Валенки», увлекаемая Ильиным в дверной проем, и вовсе перехватывает дыхание.
Два часа зритель имеют дело с нестандартной трактовкой вечной истории, в которой, однако, как ни крути, все просто, ясно и понятно. Так, как должно быть, когда читаешь хорошие стихи. Или смотришь бескомпромиссный, но нежный спектакль о любви.
фото Ларисы Герасимчук
«Зажги мой огонь»
Театр.doc
Два часа реального времени, свободно перемещаясь в пространстве, в Театре. Doc «зажигают свой огонь» рок-идолы 60-х. Джим Моррисон, Дженис Джоплин и Джимми Хендрикс под чутким руководством драматурга и журналиста Саши Денисовой и режиссера Юрия Муравицкого прописываются в детстве и юности актеров, их играющих, становясь роднее самых близких. Свидетельствуют ссорам родителей, сбегают из дома, врут в школе, курят траву и сочиняют мрачные вирши. Глядя на всю их гомерически смешную катавасию, очень хочется сегодня вылезти из своей скорлупы и начать жить по-настоящему: по-дурацки. Упоительная свобода заразительна, и восхищенный зритель, не стесняясь, хохочет в голос, бьет себя по коленке, присвистывает. Девочки узнают себя в юной Дженис, которую гнобили в школе, мальчики — в юношеских бунтах против жизни, ставших принципами их короткой жизни. Короче, все друг другу становятся своими.
Ну и, конечно, в этом спектакле много той самой музыки: с удовольствием вспоминается забытый фальцет Джоплин, гитарные выкрутасы Хендрикса, голос-крик Моррисона. Ностальгическое начало, однако ж, так грамотно вписано в современную ткань этого спектакля, что культовые песни ушедшей эпохи вдруг слушаются как новые хиты.Про свободу и мечту, которые ищут во все времена. А они по-прежнему остаются недосягаемы.
фото Владимира Луповского
«С наступающим»
Современник
Пронзительную пьесу про реальных людей в реальном мире написал педагог Театрального института им. Щукина Родион Овчинников, он же ее и поставил. Спектакль не претендует на признание в высших театральных сферах, он, как говорится, и вашим, и нашим. Интеллектуалы найдут здесь отдохновение, пенсионеры — утешение, молодежь — праздник, а все остальные узнают в героях Сергея Гармаша и Леонида Ярмольника самих себя. Непутевых, несчастливых, грешных, но очень хороших людей. Жизнь побила каждого, и первые итоги они подводят в последний вечер старого года, случайно встретившись на лестничной клетке, вспомнив студенчество, страну, которой теперь нет, женщин, детей и свои поистрепавшиеся мечты. Несмотря на то, что герои отчаянно непохожи — успешный телеведущий Цандер (Ярмольник) весел и обнадежен, безработный актер Громов — мрачен и разочарован (звездное амплуа Гармаша засверкало здесь всеми гранями), оба они убедительны и как никто — реальны. В финале их (и нас) ждет хэппи-энд. Еще из плюсов спектакля: новогодняя канитель вертится под музыку Михаила Гоберника, элегантно сыгранную, на минуточку, Башметом, Мацуевым и Бутманом... За окнами современного дома, где всё происходит, идет снег (сценография Александра Боровского), а на столе у друзей догорают свечи. Уютно, светло и очень по-настоящему.
фото Германа Ровинского
«Игры одиноких»
Театр им. Вахтангова
Для тех, кто решил провести вечер в обществе второй половины и при этом не утруждать себя разгадыванием режиссерских концепций, этот спектакль — самое оно. Главные роли в нем достались актерам Александру Ильину (широкой публике он знаком как исполнитель роли безропотного супруга Насти Каменской из одноименного сериала) и приме театра Елене Сотниковой. Спектакль длится всего ничего — полтора часа без антракта — а зритель успевает и посмеяться, и призадуматься. Речь в пьесе известного американского драматурга и сценариста Нила Саймона идет о поколении ближе к 50-ти, их разочарованиях, подвигах и надеждах. Четверо персонажей мучительно ищут новую привязанность, а когда находят, не очень-то в нее верят. Замшелый писатель (Ильин), потерявший жену, кидается с разбега в новое чувство к брошенной мужем актрисе (Сотникова). Женится, через две недели разочаровывается, еще через две решается заново научиться чувствовать. А вот его женатый брат (Зарецкий) заводит шашни с замужней подругой героини, тоже актрисой (Тумайкина). Но заканчивается все, само собой, хорошо. Нил Саймон — автор, признанный мастером коммерческих мелодрам. Посмотрев чУдный и непритязательный спектакль в Театре Вахтангова, у вас есть шанс в этом убедиться.
фото Екатерины Цветковой
«Прощание с бумагой»
ТЦ «На Страстном»
Alter ego Евгения Гришковца — его лирический герой, так счастливо возникший в постановках «Как я съел собаку», «Одновременно» и «Планета» — снова с нами. Он нисколько не изменился — та же душевная хрупкость и мужественное неприятие суровой действительности. Он по-прежнему, как радар, ловит наши воспоминания, превращая их в свои. Только сегодня предметом его ностальгического исследования являются не отдельные мизансцены советского прошлого, а... общемировая тенденция. Гришковец страдает от того, что человечество медленно, но верно перестает нуждаться в бумаге. Интернет захватывает планету — и привычный мир вещей оборачивается иллюзией. Из нашей жизни незаметно исчезают любимые вещи — нет уже промокашек, чернил, пропала из обихода пишущая машинка и нож для бумаги, исчезла необходимость писать письма и отсылать телеграммы... Но причин для грусти никаких. Этот спектакль не обличительная речь ретрограда, скорее простой и светлый разговор по душам. О том, что было, но уже уходит.
фото: пресс-служба театра
«С любимыми не расставайтесь»
Около дома Станиславского
С таких спектаклей, как этот, уходят, вдоволь нахохотавшись, но с грустными глазами. На первый взгляд перед нами пародийная выжимка из володинской пьесы «С любимыми не расставайтесь», скрещенная с главными сценами из романа Достоевского «Преступление и наказание». На второй и десятый — пронзительный спектакль-крик о человеческой светлой боли, о всех наших разлюбленных и любимых.
Герои — супружеские пары, чья «любовная лодка разбилась о быт». «Пьет, бьет», «завел женщину», «изменила», «нет общих интересов»... их объяснения в суде привычны слуху, не вызывают эмоций. Но Погребничко на то и Погребничко, чтобы повседневные драмы превращать в неистовый и вечный абсурд. Так, душевные муки в присутствии судьи (ее безупречно играет Ольга Бешуля) превращаются в гомерически смешное шоу под названием «развод в стране советской». В это шоу как будто бы «невзначай» прокрадываются сцены из романа Достоевского. Потом вдруг снова метафизические бездны сменяются советской «бытовухой», а потом и вовсе — хоровым исполнением хитов из прошлого: «Ромашки спрятались, поникли лютики», «Стою на полустаночке», «На тебе сошелся клином белый свет» и «Сиреневый туман». Вся эта «каша» непостижимым образом звучит надрывно, но без пафоса. Прямо как философское высказывание о вечном. И заодно самая что ни на есть сатира на нашу никчемную повседневность.
фото: пресс-служба театра
«Николай Гоголь. Записки сумасшедшего»
Театр им. Маяковского
«Записки сумасшедшего» молодого режиссера Туфана Имамутдинова (это он поставил «Шошу» и «Сиротливый Запад» в Театре Наций), — постановка яркая и трогательная. Ошеломляющая энергия молодых артистов труппы превратила безрадостные гоголевские заметки в карусель задорных этюдов. Задуманных и сыгранных с блестящей фантазией. Художник Тимофей Рябушинский воссоздал на сцене гитисовскую аудиторию, остроумно обыграв бесконечное множество открывающихся и закрывающихся по ходу действия дверей. За этими дверьми — целый мир: там сыпет мелкий питерский дождик, там хлопьями падает сказочный снег, там танцуют испанцы, наконец, там плывет по воздуху директорская дочь. Только вот Поприщин находится вне этого мира. Но всегда — в своем собственном. У Гоголя Поприщин (блестящая работа Александра Алябьева) — затюканный чиновник, воспылавший страстью к недосягаемой дочке начальника и потихоньку скатившийся в безумие. У Имамутдинова — дерзкий юнец с сумасшедшими мечтами влюбленного и неуемной энергией. Он не сомневается — любовь можно завоевать. Жаль только, что куда более глубокая режиссерская мысль — о том, что Поприщина упрятали в сумасшедший дом именно за эту самую любовь — остается нераскрытой. Впрочем, ни артистам, ни публике не до нее. Главное здесь — радость по обе стороны сцены.
фото Екатерины Цветковой