В «Табакерке» выходит «Сверчок на печи» — эта рождественская повесть Чарльза Диккенса не ставилась почти сто лет.
В репертуаре МХАТа Второго «Сверчок» просуществовал до февраля 1936 года, когда по приказу Сталина упразднили сам театр. Собственно, больше его и не ставили. Как считает Николай Дручек, ученик Петра Фоменко, чьи обаятельные «Белые ночи» уже лет десять с успехом идут в «Мастерской», постановщиков отпугивала некая «сахарность» и сентиментальность стиля этой рождественской повести, которая могла вылиться в страшную драму, а кончиласьочень счастливо.
Джон и Мэри, которую Джон зовет крошкой, очень счастливы, у них есть годовалый малыш и его вернавя няня Тилли. Уютно трещат дрова, звуку вторит сверчок, дух семейного очага и залог счастья. Но внезапно все летит кувырком: в доме появляется таинственный незнакомец, и вскоре Джон начинает подозревать, что Мэри в него влюблена. На Мэй, подруге Мэри, хочет жениться жестокосердый владелец игрушечной фабрики Теклтон. Тем временем бедный игрушечный мастер, старик Калеб, живущий вместе со своей слепой дочерью, понимает, что его сын Эдуард, уехавший в Южную Америку, видимо, пропал без вести. И тут наступают Святки. Выясняется, что незнакомец — это и есть пропавший сын Калеба. Он женится на Мэй, опережая Теклтона, которого, впрочем, новогодние торжества сделали добрее и веселее. Словом, все мирятся, сверчок снова играет на своей «скрипке». И неясно, было ли все это на самом деле…
«Социальность» Диккенса вовсе не означает, что актеры «Табакерки» выйдут в джинсах и майках и будут делать вид, что действие происходит не в викторианской Англии, а в сегодняшней Москве. Вовсе нет. Оригинальная музыка Сергея Жукова стилизует баллады, а декорации Андрея Рыжего превратят сцену «Табакерки» в тесную английскую квартикру. Теклтона сыграет Игорь Петров, Джона — Михаил Хомяков, а Крошку, чуть не спровоцировавшую большую семейную беду, — Евгения Борзых. В списке действующих лиц есть и две ученицы из Театральной школы Табакова: 13-летнюю (так у Диккенса) няню Тилли сыграет Дарья Безсонова, а Мэй — Анастасия Тимушкова.
Перекличка же этой постановки со спектаклем Первой студии в том, что актеры, вопреки сегодняшней традиции, будут накладывать на лица серьезный грим, прятать волосы под париками — то есть превращать себя в абсолютно других, немножко фантастическихпперсонажей, что, судя по уцелевшим снимкам, делали и актеры Первой студии. «Мы немножко играем в Диккенса», —признается Николай Дручек.
фото: пресс-служба театра