Где отдохнуть в театре.
Трудно войти в рабочий ритм после долгих новогодних праздников, и настроение на нуле? Купите билет на спектакль! Весь январь столичные театры намерены радовать публику легкими постановками. В МХТ им Чехова выходит новая версия развеселой комедии Владимира Машкова «№ 13D», в Ленком Константин Райкин представляет «Лондон шоу» по самой знаменитой пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион», а «Квартет И» показывает очередной развеселый опус «Письма и песни мужчин среднего возраста...». И это далеко не всё. Итак, читайте, выбирайте и заряжайтесь позитивной энергией в театре.
«№ 13D»
МХТ им. Чехова
Увидеть новую версию театрального хита Владимира Машкова стоит непременно. Только о билетах надо позаботиться заранее. Поскольку в том, что на сцене будет отчаянно весело, а залу — отчаянно смешно — сомневаться не приходится — в кассы МХТ уже выстроилась очередь. В наше грустное время так хочется забыть о проблемах и от души похохотать над комедией положений, — а в «№ 13» каких только фокусов ни происходит и чудес ни случается. Спектакль очень долго был хитом, и был снят с репертуара только потому, что Евгения Миронова, Игоря Золотовицкого и других звезд «расхватали» по другим проектам. Сейчас их роли примерят на себе не менее популярные Игорь Верник, Ирина Пегова, Сергей Угрюмов, Кристина Бабушкина и другие.
фото с репетиций: Екатерина Цветкова
«Лондон шоу»
Сатирикон
Относительно новый спектакль в «Сатириконе» — беспроигрышный вариант для отличного вечера. Всеми любимая комедия Бернарда Шоу в качестве исходного материала, вымуштрованные Райкиным звезды в главных ролях. Эффектные декорации, узнаваемая музыка, внятная режиссура без намека на модные концепции — все составляющие постановки с уточняющей приставкой «хит». Константин Райкин погрузил сюжет о внезапной любви ученого-филолога и его замарашки-ученицы в атмосферу немого кино. Прямые ассоциации с чаплиновскими шедеврами закрепила музыка из черно-белых фильмов и мерцающий, сбивчивый свет в бессловесных эпизодах. Сатириконовский конёк — открытое лицедейство, и в этом спектакле лицедейства хоть отбавляй. Чуть-чуть больше, чем надо эксцентричны профессор Хиггинс (его в очередь играют Максим Аверин и Артем Осипов); Элиза (Елизавета Мартинес Карденас/ Альбина Юсупова), миссис Пирс и даже папаша Дулитл (Григорий Сиятвинда/Денис Суханов). Последние и вовсе превращают каждое свое появление в клоунский скетч. Впрочем, все эти преувеличения спектаклю впору — вы непременно будете смеяться каждый раз, когда Хиггинс снова растянет гласные, а Дулитл прогонит с себя блох первым попавшимся предметом из дорогой обстановки профессора.
фото: Михаил Гутерман
«Письма и песни мужчин среднего возраста времен караоке, дорожных пробок и высоких цен на нефть»
Квартет И
Даже если вы во время новогодних каникул ходили на новый фильм неутомимого квартета («Быстрее, чем кролики»), это не повод не увидеть их недавний спектакль. Свою фирменную тему (о чем же на самом деле думают и говорят мужчины) квартетовцы переосмыслили и подали куда серьезнее, чем ожидалось. Леша, Камиль, Слава и Саша сумели не только разнообразить собственную манеру разговаривать со зрителем «за жизнь». Они сделали практически невозможное: придумали смешные шутки на темы, которые не «обкатал» только ленивый комик.Казалось бы, зачем слушать очередное спорное умозаключение, кто лучше, жена или любовница, зачем в России все так плохо или почему с футболом ситуация критическая? А затем, что в версии «Квартета» эти умозаключения достойны внимания. Идея «оформить» монологи артистов в письма к самым разным адресатам (деду Морозу, идеальной девушке, родителям и даже выпавшим волосам) достойна зависти коллег по развлекательному жанру. Письма берут за душу — так высока в них концентрация доброго юмора на фоне горьких выводов. Здесь есть даже претензия на некую современную философию: мучиться, чтобы жить честно. В общем, идите — не пожалеете.
фото: Михаил Гутерман
«Кант»
Театр им. Маяковского
Для поклонников интеллектуальных комедий, лучше варианта, чем премьерный «Кант» в Маяковке не найти. Спектакль, полный тонкого юмора и нежной грусти, поставил Миндаугас Карбаускис. Три часа с хвостиком длится обед в гостиной философа Иммануила Канта (его играет великолепный Михаил Филиппов). 140 зрителей сидят совсем рядом, буквально в полуметре от круглого стола, покрытого белой скатертью. Идеями «Критики чистого разума» здесь никто никого не мучает. Кант, пока обедает с друзьями, о работе говорить запрещает. И сам выражается просто до невероятия. Каждая реплика, произнесенная им с интонацией великовозрастного младенца, вызывает хохот в зрительном зале (чего, например, стоит фраза «Совесть окончил, думал к любви приступать»). Друзья (их играют Игорь Костолевский, Александр Андриенко, Виктор Запорожский и Юрий Коренев) — ему под стать. Рассуждают про то, почему стулья под ними скрипят, можно ли вытащить рыбную кость из горла силой мысли, и зачем человеку обманывать бога, выдумывая воздушный шар? Слуга Мартин (Анатолий Лобоцкий) развлекает собственной философией про «сжавшееся время» и военные подвиги. А сестры милосердия (одну из которых играет как всегда великолепная Светлана Немоляева) — требованиями отдать им бойцового петуха, который мешает спать Канту. Одним словом, красота.
фото: Екатерина Цветкова
«Анархия»
Современник
«Анархия» непременно произведет на вас впечатление. Может быть, даже шокирует. Как же — театр с репутацией, и вдруг мат на сцене. В качестве основы — не интеллигентный Чехов, а ныне здравствующий «хулиган» Майк Пэкер. Наконец, режиссер — не мэтр и не юный талант, а «неприкасаемый» рокер Гарик Сукачев. Главную роль играет Михаил Ефремов. Обаяние актера с репутацией дебошира и аутсайдера репертуарных театров делает свое дело, — история про престарелых панков, решившихся воссоединиться ради заработка, выходит и убедительной, и эффектной. Пожалуй, никто кроме Ефремова, не смог бы сыграть лидера «Дисфукнкционалов» Билли «Выкидыша». Компанию Ефремову составляют Дмитрий Певцов, Василий Мищенко и Мария Селянская. Талантливо распоясаться на сцене дано немногим. Здесь вам и мат-перемат, и живая панк-музыка прямо на сцене, и бешеный темперамент, выпущенный на волю. Однако «Ефремов и компания» справляются. И не похвалить их трудно. Конечно, внезапные вольности, разрешенные в «Современнике», иногда смотрятся немножко наивно, по-мальчишески. Но они заряжены желанием всей команды отважно высказаться против времени, где люди выставлены на продажу. Хотя развлекательное начало в постановке берет верх над основным авторским посылом, (смеяться вы будете до упаду) но каждому зрителю очевидно, что за пьяными перебранками, антиправительственной демагогией, разговорами «за жизнь» и финальным дебошем Билли вместо рекламного выступления стоит нечто большее. А главный вопрос сегодняшнего дня, — «сколько стоишь ты?».
фото: Сергей Петров
«Опасные связи»
Театр им. Моссовета
Новый спектакль Павла Хомского поставлен по некогда скандальному (сегодня просто фривольному) роману Шодерло де Лакло. Но ни одной обнаженной сцены и намеков на разврат века нынешнего. Все на сцене — прошлое и все о прошлом: визуальное великолепие французских будуаров, подчеркнутая эротичность дамских платьев, обольщающая игра словами и намеками. В главных ролях — суперзвезды. Ольга Кабо роскошно смотрится в доверенном ей образе зрелой красавицы и бессердечной интриганки де Мертей. Выбор харизматика Александра Яцко на роль соблазнителя де Вальмона — также прямое попадание. Смотреть на актерский поединок двух звезд отечественной сцены — удовольствие. Так же, как и рассматривать декорации Бориса Бланка и костюмы Виктории Севрюковой. Сцена похожа на гигантскую шкатулку, вместо занавеса — раздвигающиеся веера, а крышку-потолок поддерживают статуи обнаженных богов. Поворотный круг сцены без конца меняет обстановку: сначала перед вами роскошные покои маркизы, затем гостиная виконта, после — комната для утех с проститутками и т. д., и т. п. Кроме того, в спектакле случается прямо-таки показ французских мод XVIII чека. Корсеты, пеньюары, чулки и подвязки. Если вы обожаете костюмные мелодрамы в лучших советских (со знаком плюс, разумеется)) традициях, не пропустите «Опасные связи». Если держать в голове эстетику зрелищных искусств, они, действительно, хороши.
фото: Екатерина Цветкова
«Укрощение строптивой»
Театр Наций
Понятно, что яркая история про то, как мужчина укротил женщину (или наоборот?) — хит на все времена, и не повториться со сценической версией сложновато. Все диалоги и паузы — как нотная партитура, известная всем наизусть. Однако молодой режиссер Роман Феодори сломал стереотип. Он поставил «Укрощение» так и о том, что «эффект первого раза» вам обеспечен. Итак, события происходят... на корабле. Здесь вам и лейтенанты, и прапорщики, и контуженные, — зубоскалы всех мастей. Весь личный состав этого кораблика решился на «палубный балаган»: разыграть пьесу Шекспира местными силами. Распределение — самое удачное: каждому — по противоположности. Гордячкой Катариной стала робкая и страшненькая повариха в огромных очках (Хаматова), укротителем Петруччо (Рустам Ахмадеев) — робкий и незадачливый штрафник, нежной сестрой Катарины Бьянкой — простоватая и хамоватая фельдшерица (Ольга Цинк). Поначалу им стоит видимых усилий произносить шекспировский текст, менять собственную пластику и мимику, преодолевать собственную природу. Но во время этих гомерически смешных метаморфоз случается чудеса. Хамка превращается в неженку, уродина — в раскрасавицу, замухрышка — в гордячку, а робкий юноша — в пылкого влюбленного. В итоге и любовь случается, и свадьба, и счастье!
фото: Сергей Петров