«Двенадцатая ночь» – это сказка об испытаниях, которые могут свалиться на человека, вольного выбирать тот или иной стиль поведения в экстремальной ситуации. История Уильяма Шекспира, сыгранная мужчинами аутентично, как в театре шекспировских времен, – не кокетство, не эксперимент, а стремление объяснить, как важно сохранять мужское достоинство и стойкий характер в дни невзгод и печалей.
Актеры в женских ролях не пищат тонкими манерными голосами и не носят накладные груди — в ситуации перемены пола здесь вообще нет ничего смешного или забавного. Но за версту виден капризный нрав заносчивого Мальволио (Дмитрий Щербина), объекта насмешек и всеми обманутого дурака-гермафродита.
Терпят крушения корабли, сестры расстаются с братьями, умирают любимые люди, но две вещи остаются неизменными: неизлечимая глупость и неуемное разгильдяйство. Пьяная компашка сэра Тоби Бэлча (Александр Феклистов), сэра Эгьючика (Дмитрий Дюжев) и присоединившейся к ним Марии, камеристки вольных нравов (лучшая роль спектакля – у Ильи Ильина), настолько хороша, что, кажется, мир, по Шекспиру, спасут удалые пропойцы и закоренелые раздолбаи.
В их комических интермедиях – соль спектакля, а попойка, завершающаяся чистым хулиганством – песней «Расскажите же всем, расскажите немножко, что на русской земле есть земля Колыма!», – вызывает у публики судорожный хохот. Английская комедия показывает нам, русским, как легко можно сообща высмеять любое злосердечие, как играючи можно излечить болезнь культа личности. Шпанистая троица весело, задорно, «с оттяжечкой» проучивает глупца Мальволио, которого любовь превращает в тирана.
«Двенадцатая ночь» – по-европейски изящный, красивый спектакль, где актеры умеют строить совершенные мизансцены, сравнимые лишь с разводом войск королевской гвардии у Вестминстера. Смотришь, залядываешься и невольно завидуешь: всегда бы к тонким и чувствительным русским актерам «прикладывать» столь чистую режиссуру – без пыли, мусора и грязи! Впервые спектакль был показан весной в рамках V Международного театрального Чеховского фестиваля.