В Москве 9 ноября стартует V фестиваль авангардного европейского театра N.E.T. Европой считается все: от Дубровника до Кемерова, от Петербурга до Харькова. Обзор «ВД»: путеводитель в море театрального форума.
«Ревизор»
Главное событие фестиваля. 38-летний Алвис Херманис, первый режиссер Латвии, привозит «Ревизора», где уже западный человек вспоминает свое советское детство. Херманис рифмует гоголевскую Россию, которую считает фантастической и сбывшейся в реальности только в XX веке, с брежневским застоем. Его ревизор приезжает «драконить» советскую столовку, где обитают кухарки в засаленных передниках, массивные гиревые весы, жирные от вонючих тряпок столы и люмпенизированные посетители-ханурики. Дикий, ужасающе ядовитый фарс – насмешка над Великой Утопией Советского Союза, кончающейся в Общепите – апофеозе маразма, тупости и свинской нечистоты. Херманис считает, что его «Ревизор» – музейный экспонат, который создали в Латвии для того, чтобы это уже никогда не повторилось. «Саундтрек» – музыка Таривердиева к фильму о Штирлице.
«Психоз 4.48»
Поляк Гжегож Яжина, руководитель театра «Розмаитошчи», покажет «Психоз 4.48». Пьеса Сары Кейн, современного драматурга-самоубийцы, чьи тексты сегодня – одни из самых раскрученных на Западе. 4 часа 48 минут – примерное время, в которое Сара Кейн лишила себя жизни. Пьеса, написанная ею буквально за часы до самоубийства, отразила предсмертные мысли, сбивчивый монолог из бессвязных абзацев, предложений, обрывков фраз. Иногда кажется, что героиня «Психоза» все же с кем-то беседует: с самой собой ли, со своими ли двойниками, с бесполезным ли доктором. Это состояние между жизнью и смертью, в котором живет непонятый, отчаявшийся, доведенный до крайности человек. Дьявольская нумерология, «психоз 4.48» дает о себе знать в потрясающем финале, когда главную героиню «заливает» целый ворох высвеченных цифр.
«Осада»
Евгений Гришковец внедрил во МХАТ новую постановочную технологию: текст пьесы рождается в импровизации, в коллективной болтовне на отвлеченные темы, в разработке личных лирических тем. Вся «филологическая идея» «Осады» выражается в желании пересказать античные мифы (Троянский цикл) языком телефонных переговоров: «А еще был… у нас типа парень, какой-то странный весь, ну ты знаешь… Ходил, бродил, от него потом жена, дети ушли, а он все камень на гору хотел запихнуть». Подобная инверсированная форма пересказа – обычная уловка театрального капустника. Был уже такой умелец на аудиокассетах – Шура Каретный. «Осада» – капустник, сделанный красиво и за большие деньги. Капустник мхатовского масштаба.
«Гамлет. Сны» и «Один день Ивана Денисовича»
Два харьковских спектакля Андрия Жолдака-Тобилевича, главного украинского авангардиста. Для провинциального Харькова Жолдак настолько авангарден и «неформатен», что театр предпочитает перед его «Гамлетом» предупреждать зрителей по трансляции: это не Шекспир, все дело… в волшебных фантазиях, образах и снах Жолдака. И действительно: несколько десятков актеров, не произнося ни единого слова, разыгрывают сценки: на вокзале, пляже, за трапезой, в интерьерах чеховской усадьбы. В толпе выделяются двое: бородатый и волосатый мужик, прыгающий на корточках и кричащий как ворон (видимо, призрак отца Гамлета) и сам Гамлет – златовласый обнаженный манерный красавец в узких трусиках стриптизера.
«Pocket Моби Дик»
Кемеровский театр «Ложа», основанный Гришковцом, пытается выживать без своего лидера за счет его же нереализованных идей. В числе таковых – пересказ американского эпоса, книги, входящей в школьную программу США, – «Моби Дик» Германа Мелвилла. История о китобойном промысле и мечте одного гарпунера встретиться с гигантской белой косаткой Моби Диком.
«В стране далекой»
Лучший спектакль прошлого сезона в Литве по пьесе француза Жана-Люка Лагарса, умершего от СПИДа. Режиссер Гинтарас Варнас привез из Каунаса историю молодого ВИЧ-инфицированного человека, который возвращается в свой дом, чтобы попрощаться с близкими и попросить у них прощения. За 20 лет отсутствия в родном доме изменилось все.
«Белоснежка»
Словенско-хорватская копродукция не известного Москве режиссера Ивицы Булиана. Драматург Роберт Вальзер, окончивший жизнь в сумасшедшем доме, переписал сказку о Белоснежке таким образом, что наружу вышли все потаенные фрейдистские желания. Королева – нимфоманка, Белоснежка испытывает к ней комплекс Электры. Принца мучает Эдипов комплекс, который он воплощает в вуайеристских наклонностях, сладострастно наблюдая за любовными играми Королевы и Охотника. Тем не менее внешне все выглядит благополучно: актеры расхаживают в буклях и кринолинах, а подле них расположился джазовый оркестрик. Это «Белоснежка» в декорациях оргий маркиза де Сада.
«Plug & Play»
Петербургский «Русский инженерный театр AXE» – из плеяды, некогда порожденной гением Вячеслава Полунина. Такой театр – сценическое пособие по сопромату, науке о прочности материалов и их склонности к деформации. Сплошные трансформации, оптический театр, внутри которого актеры чувствуют себя как боги, испытывающие материю на прочность. В бессловесном перформансе «Plug & Play» двое бородачей будут готовить пищу, которую потом предложат зрителям, как бы на столе «юного химика» – смешивая, экспериментируя, издеваясь над едой и, конечно же, друг над другом.
Что делать зрителям на фестивале N.E.T.
- смотреть на голую попу Гамлета
- учиться китобойному промыслу
- лить
слезы по советской
столовке - зубрить с Гришковцом древнегреческие мифы
- смотреть, как умирает больной человек
- распознавать в сказке братьев Гримм эдипов комплекс
- с двумя бородачами готовить и есть адскую пищу
Конкурс!
V фестиваль «N.E.T. – Новый европейский театр» объявляет конкурс. До 10 ноября присылайте ваши мини-отзывы на любой из спектаклей, идущих в московских театрах. Победители конкурса получат бесплатные билеты на фестивальные показы. Оставляйте свои комментарии на нашем сайте или присылайте отзывы по e-mail: dosug@rdw.ru или факсу 911-12-10 с пометкой «На конкурс фестиваля N.E.T.». Не забудьте указать свои координаты.
Заказ билетов по т. 363-10-48