В Москве 9 ноября стартует V фестиваль авангардного европейского театра N.E.T. Европой считается все: от Дубровника до Кемерова, от Петербурга до Харькова. Обзор «ВД»: путеводитель в море театрального форума.

«Ревизор»

Главное событие фестиваля. 38-летний Алвис Херманис, первый режиссер Латвии, привозит «Ревизора», где уже западный человек вспоминает свое советское детство. Херманис рифмует гоголевскую Россию, которую считает фантастической и сбывшейся в реальности только в XX веке, с брежневским застоем. Его ревизор приезжает «драконить» советскую столовку, где обитают кухарки в засаленных передниках, массивные гиревые весы, жирные от вонючих тряпок столы и люмпенизированные посетители-ханурики. Дикий, ужасающе ядовитый фарс – насмешка над Великой Утопией Советского Союза, кончающейся в Общепите – апофеозе маразма, тупости и свинской нечистоты. Херманис считает, что его «Ревизор» – музейный экспонат, который создали в Латвии для того, чтобы это уже никогда не повторилось. «Саундтрек» – музыка Таривердиева к фильму о Штирлице.

«Психоз 4.48»

Поляк Гжегож Яжина, руководитель театра «Розмаитошчи», покажет «Психоз 4.48». Пьеса Сары Кейн, современного драматурга-самоубийцы, чьи тексты сегодня – одни из самых раскрученных на Западе. 4 часа 48 минут – примерное время, в которое Сара Кейн лишила себя жизни. Пьеса, написанная ею буквально за часы до самоубийства, отразила предсмерт­ные мысли, сбивчивый монолог из бессвязных абзацев, предложений, обрывков фраз. Иногда кажется, что героиня «Психоза» все же с кем-то беседует: с самой собой ли, со своими ли двойниками, с бесполезным ли доктором. Это состояние между жизнью и смертью, в котором живет непонятый, отчаявшийся, доведенный до крайности человек. Дьявольская нумерология, «психоз 4.48» дает о себе знать в потрясающем финале, когда главную героиню «заливает» целый ворох высвеченных цифр.

«Осада»

Евгений Гришковец внедрил во МХАТ новую постановочную технологию: текст пьесы рождается в импровизации, в коллективной болтовне на отвлеченные темы, в разработке личных лирических тем. Вся «филологическая идея» «Осады» выражается в желании пересказать античные мифы (Троянский цикл) языком телефонных переговоров: «А еще был… у нас типа парень, какой-то странный весь, ну ты знаешь… Ходил, бродил, от него потом жена, дети ушли, а он все камень на гору хотел запихнуть». Подобная инверсированная форма пересказа – обычная уловка театрального капуст­ника. Был уже такой умелец на аудиокассетах – Шура Каретный.  «Осада» – капустник, сделанный красиво и за большие деньги. Капустник мхатовского масштаба.

«Гамлет. Сны» и «Один день Ивана Денисовича»

Два харьковских спектакля Андрия Жолдака-Тобилевича, главного украинского авангардиста. Для провинциального Харькова Жолдак настолько авангарден и «неформатен», что театр предпочитает перед его «Гамлетом» предупреждать зрителей по трансляции: это не Шекспир, все дело… в волшебных фантазиях, образах и снах Жолдака. И действительно: несколько десятков актеров, не произнося ни единого слова, разыгрывают сценки: на вокзале, пляже, за трапезой, в интерьерах чеховской усадьбы. В толпе выделяются двое: бородатый и волосатый мужик, прыгающий на корточках и кричащий как ворон (видимо, призрак отца Гамлета) и сам Гамлет – златовласый обнаженный манерный красавец в узких трусиках стриптизера.

«Pocket Моби Дик»

Кемеровский театр «Ложа», основанный Гришковцом, пытается выживать без своего лидера за счет его же нереализованных идей. В числе таковых – пересказ американского эпоса, книги, входящей в школьную программу США, – «Моби Дик» Германа Мелвилла. История о китобойном промысле и мечте одного гарпунера встретиться с гигантской белой косаткой Моби Диком.

«В стране далекой»

Лучший спектакль прошлого сезона в Литве по пьесе француза Жана-Люка Лагарса, умершего от СПИДа. Режиссер Гинтарас Варнас привез из Каунаса историю молодого ВИЧ-инфицированного человека, который возвращается в свой дом, чтобы попрощаться с близкими и попросить у них прощения. За 20 лет отсутствия в родном доме изменилось все.

«Белоснежка»

Словенско-хорватская копродукция не известного Москве режиссера Ивицы Булиана. Драматург Роберт Вальзер, окончивший жизнь в сума­сшедшем доме, переписал сказку о Белоснежке таким образом, что наружу вышли все потаенные фрейдистские желания. Королева – нимфоманка, Белоснежка испытывает к ней комплекс Электры. Принца мучает Эдипов комплекс, который  он воплощает в вуайеристских наклонностях, сладострастно наблюдая за любовными играми Королевы и Охотника. Тем не менее внешне все выглядит благополучно: актеры расхаживают в буклях и кринолинах, а подле них расположился джазовый оркестрик. Это «Белоснежка» в декорациях оргий маркиза де Сада.

«Plug & Play»

Петербургский «Русский инженерный театр AXE» – из плеяды, некогда порожденной гением Вячеслава Полунина. Такой театр – сценическое пособие по сопромату, науке о прочности материалов и их склонности к деформации. Сплошные трансформации, оптический театр, внутри которого актеры чувствуют себя как боги, испытывающие материю на прочность. В бессловесном перформансе «Plug & Play» двое бородачей будут готовить пищу, которую потом предложат зрителям, как бы на столе «юного химика» – смешивая, экспериментируя, издеваясь над едой и, конечно же,  друг над другом.

Что делать зрителям на фестивале N.E.T.

  • смотреть на голую попу Гамлета
  • учиться китобойному промыслу
  • лить слезы по советской
    столовке
  • зубрить с Гришковцом древнегреческие мифы
  • смотреть, как умирает больной человек
  • распознавать в сказке братьев Гримм эдипов комплекс
  • с двумя бородачами готовить и есть адскую пищу

Конкурс!

V фестиваль «N.E.T. – Новый европейский театр» объявляет конкурс. До 10 ноября присылайте ваши мини-отзывы на любой из спектаклей, идущих в московских театрах. Победители конкурса получат бесплатные билеты на фестивальные показы. Оставляйте  свои комментарии на нашем сайте или присылайте отзывы по e-mail: dosug@rdw.ru или факсу 911-12-10 с пометкой «На конкурс фестиваля N.E.T.». Не забудьте указать свои координаты.

Заказ билетов по т. 363-10-48