Остап Бендер задумывался Ильфом и Петровым как второстепенный персонаж. Охотиться за стульями должен был один Воробьянинов. Остапу же отводилась лишь фраза про ключ от квартиры, где деньги лежат. Но нахальный турецкоподданный, с завидной настойчивостью цепляясь за перья сатириков, пролез во вторую главу, а вскоре решил командовать парадом сам.
Кису Воробьянинова у Гайдая мечтали сыграть Юрий Никулин, Ростислав Плятт, Анатолий Папанов. Режиссер выбрал Сергея Филиппова, который тогда переживал не лучшие времена: по причине систематического пьянства его уволили из театра. Во время съемок Филиппова мучили страшные головные боли. Позднее выяснилось, что у него развивалась опухоль мозга.
У Бендера был прототип – одессит Осип Шор (близкие называли его Остапом), знакомый Ильфа и Петрова. Он не просто «чтил уголовный кодекс», как Бендер, но и работал в угрозыске! В книгу вошло несколько историй из жизни Шора: о пожарном инспекторе, художнике на пароходе и женитьбе на импозантной вдове. Правда, Шор в отличие от Остапа прожил с ней целых два месяца – пока у той не кончились мешки с мукой. Ему также приписывают слова: «У меня с советской властью возникли серьезные разногласия: она хочет строить социализм, а я не хочу».
Рассказывают, что Гайдай на съемках «12 стульев» обращался к Сергею Филиппову и Арчилу Гомиашвили: «Товарищи бриллиантоискатели, работайте активней, по-марксистски! На вас смотрит вся кинообщественность мира!»
На роль турецкоподданного пробовались Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов. Говорят, даже Магомаеву было предложено «примерить апельсиновые штиблеты». На роль был утвержден никому не известный Арчил Гомиашвили, игравший Остапа в театре.
Немало синяков и шишек досталось на съемках мадам Грицацуевой – Наталье Крачковской во время погони за своим «сусликом». Сцена преследования Бендера по редакционным лестницам и коридорам снималась почти две недели. Более того, актрисе два раза пришлось прыгать вниз головой: в первый раз камера не сработала.
Этот «Оскар» в кепке на самом деле – «Золотой Остап» – самая почетная премия за наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора. Вручается уже 11 лет Академией авторитетов под председательством Александра Ширвиндта.
Леонид Гайдай хотел во что бы то ни стало найти настоящие гамбсовские стулья для своего фильма. После долгих поисков съемочная группа обнаружила один стул. Но хозяйка ни за какие деньги не захотела расставаться со своим сокровищем. В итоге «гамбсовские» стулья делали по фотографии. Два из них до сих пор живут в квартире жены Гайдая.
Чтобы снять танго в «12 стульях» Марка Захарова, пришлось сделать 14 дублей. Сначала забыли положить подушки, и Миронов уронил партнершу на цементный пол. Во второй раз подушки сдвинулись, и падать снова пришлось на пол. Потом оторвалась нижняя часть стекла витрины, через которую Миронов бросал девушку, а верхнее едва не разрезало ее пополам. Домой Любовь Полищук пришла в синяках и в разодранном платье. Зато после выхода на экраны картины актриса проснулась знаменитой.
В ряду «Остапов Бендеров» грядет пополнение: компания «Централ Партнершип» собирается снимать новую версию «Золотого теленка». На роль Великого комбинатора планируется пригласить Сергея Безрукова. Так что, господа присяжные, заседание продолжается!
Образ Остапа Бендера неоднократно увековечен в камне и металле. Памятники Великому комбинатору есть в Санкт-Петербурге, Калмыкии (расположен в Элисте, напротив Дворца шахмат) и в Москве, рядом с рестораном Арчила Гомиашвили «Золотой Остап».
7 ноября в Московском дворце молодежи стартует мюзикл «12 стульев». Оркестр «врежет» джаз, потом – симфонию, потом – эстрадную музыку. Остап Бендер будет бить чечетку, отец Федор с Кисой Воробьяниновым закружатся в вихре вальса, а мадам Грицацуева споет арию о несчастной любви.