О том, что нас ожидает новая мюзикальная сенсация, стало известно в конце июля. Идея взяться за Остапа нашего Сулеймана-Берту-Марию Бендер-бея принадлежит пропагандисту российского мюзикла Александру Цекало. Вскоре ею прониклись продюсер Дмитрий Богачев и режиссер Тигран Кеосаян.
В «Союз Меча и Орала» великие комбинаторы вовлекли композитора Игоря Зубкова, поэта-песенника Александра Вулых, хореографа Егора Дружинина (танцевал в «Чикаго»), художника по костюмам Валентину Комолову, дирижера Ару Карапетяна (дирижировал в мюзикле «Норд-Ост»), художника по свету Дамира Исмагилова.
С одной стороны, «12 стульев» – беспроигрышный вариант. Кажется, что испортить легендарный текст не под силу самому бездарному режиссеру (хотя, если вспомнить фильм «Мечты идиота», в котором изобразить Бендера попытался Сергей Крылов, понимаешь, что в искусстве нет ничего невозможного). С другой стороны, после филигранной актерской работы Сергея Юрского у Швейцера, после Сергея Филиппова в роли Кисы в классической экранизации Гайдая покорить зрителя очередной партией гамбсовских стульев архисложно.
Удивлять публику создатели мюзикла намерены прежде всего своей интерпретацией романа. Новые «12 стульев» – не сатира, не авантюрное приключение, а трагифарс. И Великий комбинатор здесь не авантюрист, а романтик, лирический герой. На самом деле его интересуют не деньги, а сам процесс погони за сокровищами. Остап Бендер – «лишний» человек, «чужой на этом празднике жизни».
Интересно, что в мюзикле метаморфозы постигнут не только Великого комбинатора. Мадам Грицацуева, расставшись с пышными формами, превратится в длинноногую блондинку и примерит амплуа трагической героини. Бонвиван, кутила и мот Киса Воробьянинов предстанет как замечательная личность со сломанной судьбой («Свои, отметьте, сокровища ищу, не чужие!»). Отец Федор – тоже добрейшей души человек, введенный во искушение: бес попутал, с кем не бывает. Конфликт будет строиться на противопоставлении «минорного» Бендера «мажорным» остальным.
В «12 стульях» намеренно не будет ни живой лошади, под которую попал Остап Бендер, ни летающей под потолком мадам Грицацуевой. Трюки в новом мюзикле – не главное. «Мы пошли по пути хороших песен, умных текстов, подкрепленных эффектными декорациями, – говорит режиссер-постановщик мюзикла Тигран Кеосаян. – Хотим отойти на сцене от любого реквизита, любой мебели, кроме стульев». Основным элементом декорации станет девятиметровая «башня Татлина», которая с помощью специальных механизмов будет моментально трансформироваться для нужного эпизода.
«Русский мюзикл» остался верным себе: ни одной приглашенной поп- или рок-знаменитости. Зажигать звезды продюсеры предпочитают сами. Из известных публике актеров здесь занят только Юрий Мазихин, игравший Николая Антоновича в «Норд-Осте». Театралы ожидали увидеть талантливого актера, увенчанного «Золотой Маской», в роли Бендера, но… Мазихин «не прошел в Остапы» по темпераменту, поэтому в паре с начинающим актером Игорем Балалаевым он будет Ипполитом Матвеевичем. Остапа Бендера на сцене попеременно станут играть дебютанты Джемал Тетруашвили и Владимир Кисаров.
С 7 ноября ежедневно (кроме понедельника). Начало в 19.00 (по воскресеньям – в 18.00). На сцене Московского дворца молодежи («Фрунзенская», Комсомольский пр-т, 28). Билеты: 740-12-12 или на сайте www.12stulyev.ru