В афише недели — все что душе угодно: от современной версии Достоевского до редкого на нашей сцене политического фарса. «ВД» выбрал самое интересное.

«Примадонны»
МХТ им. Чехова
16 февраля

В холодный зимний вечер самое время посмотреть что-нибудь смешное. «Примадонны» идут в МХТ уже несколько сезонов, а аншлаг не спадает. Секрет успеха в том, что спектакль Евгения Писарева по кассовой комедии Кена Людвига густо замешан на любви — любви к театру. Два добрых молодца Дмитрий Дюжев и Юрий Чурсин переодеваются в женские платья, чтобы их герои — провинциальные американские актеры Джек и Лео — могли получить миллионное наследство. Заметим: на путь обмана они ступают не ради денег, а из любви к искусству. Ну, сами подумайте: какой театр можно будет открыть на деньги пожилой миллионерши тетушки Флоренс! Что касается п оследней,желчной старушонки, лихо раскатывающей в инвалидном кресле, то ее играет... Михаил Трухин. Этот выбор не случаен, ведь комедия «Примадонны» — об умении в любой ситуации оставаться человеком играющим, а не занудой и жадиной. Спектакль заканчивается признанием в любви: сорвав седой парик, Трухин объясняется в любви к Театру — с его бутафорскими бриллиантами, вымышленными страстями и бесконечно манящей атмосферой.

фото: Михаил Гутерман


«Брат Иван Федорович»
СТИ
6 февраля

Если всем ветрам назло вы предпочитаете серьезный театр, отправляйтесь в «Студию театрального искусства». Во-первых, это очень красивый и стильный театр, волею судьбы получивший прописку в здании, где сто лет назад помещалась золотоканительная фабрика купцов Алексеевых. Точнее, любительский театр рабочих этой самой фабрики. Если вспомнить, что настоящая фамилия К.С. Станиславского — Алексеев, то преемственность ясна. Почти три года назад Сергей Женовач поставил 11-ю главу романа Достоевского «Братья Карамазовы», описывающую день накануне суда надМитей (Александр Обласов). Спектакль состоит из диалогов, которые ведут Грушенька, Катерина Ивановна, Лиза, братья Дмитрий и Иван с Алешей Карамазовым. Вечные вопросы русских мальчиков о Боге и вседозволенности, вечные стенания русских девочек, мечтающих, подобно Лизе Хохлаковой, пострадать — все это в «Брате Иване Федоровиче» кажется написанным только что, а актеры живут в сегодняшнем дне. Собственно, в этом и заключается главная неожиданность и удача «Брата Ивана Федоровича»: готовясь скучать на «пыльной» достоевщине, зритель попадает на остросовременную драму.

фото: Владимир Луповской


«Евгений Онегин»
Театр им. Вахтангова
12 февраля

Продолжить «классическое образование» можно у вахтанговцев — именно там литовец Римас Туминас последние пять лет занимается ребрендингом русской литературы, а точнее — признанием ей в любви. Его «Онегин» временами напоминает философские заметки на полях пушкинского романа, а то вдруг — легкомысленные рисунки. Собственно, и сам Александр Сергеевич, как известно, обожал рисовать на полях рукописи женские головки. Вот так же мелькает в спектакле кудрявая улыбчивая Ольга, все норовящая спеть дуэтом с Ленским. Впрочем, Ленских в спектакле два: совсем молодой (Василий Симонов) и пожилой (Олег Макаров). Скажете: что за чушь, ведь Онегин убил Ленского во цвете лет. Однако Туминас населяет свой спектакль призраками: вот таким мог бы быть Ленский, если бы дожил до седин. А этот не расстающийся с бутылкой офицер — неужели это Онегин? Точного ответа в спектакле нет, да ведь и 10-я глава романа, в которой Пушкин намеревался сделать Онегина декабристом, не сохранилась. Вот потому рядом с разгульным офицером (Владимир Вдовиченков) существует и другой Онегин (Сергей Маковецкий) — постаревший, смирный и все пытающийся составить письмо Татьяны из пожелтевших обрывков.

фото: Екатрина Цветкова


«Берлуспутин»
Театр.doc
15 февраля

Политический фарс на нашей сцене — редчайший гость. Тем ценнее этот спектакль «Театра.doc», номинированный год назад на «Золотую маску», обнесенный наградой, но не утративший от этого ни остроты, ни злой веселости. Однажды Путин приехал в гости к Берлускони, а тут как раз случился теракт. Путин погиб, Берлускони ранен в голову. В панике врачи находят единственный выход: пересадить ему часть мозга российского лидера... Драматург, артист, хулиган и лауреат нобелевской премии Дарио Фо верен себе — от его сюжетов сильные мира сего по-прежнему идут пятнами и хватаются за сердце. В «Театре.doc» пьесу «БерлусПутин» поставила режиссер-радикалист Варвара Фаэр. Два года назад, когда вышел этот спектакль, политическая площадная сатира была принципиально новым для нас жанром, работать в котором русские артисты не умели вовсе. Но Сергей Епишев и Евдокия Германова решили рискнуть. Изначально сюжет был построен так, что он играл режиссера и артиста, который преображался в гибрид Берлускони и Путина, а она — актрису, понемногу перевоплощавшуюся в Людмилу Путину (этот виток сюжета за последние полгода претерпел изменения). В полном соответствии с законами физики (минус на минус дает плюс) гибрид двух мировых лидеров вышел на редкость порядочным человеком. А что случилось дальше, стоит увидеть

фото: Михаил Гутерман