Нет ничего лучше и интереснее, чем наблюдать со стороны за любовными страстями на сцене. Премьеры конца февраля очень к этому располагают.

«Эмма»
Театр п/р О. Табакова


Актер и режиссер Александр Марин — один из тех, с кем Олег Табаков когда-то затеял свою «Табакерку». В начале нулевых он много и успешно работал в США и Канаде, даже основал в Квебеке собственный театр, однако последние пару сезонов вернулся в Москву. «Брак 2.0», "Сестра Надежда«,восстановление некогда знакового для табакерцев «Билокси-Блюза» — это все Марин. Его новый спектакль основан на романе Гюстава Флобера «Мадам Бовари», который в версии театра будет называться просто «Эмма». Сочинив на основе романа пьесу, режиссер старался сохранить суть характеров, но изменил фабулу — сократил ряд персонажей (разумеется, любовников Эммы его «редактура» не коснулась) и отказался от длинных флоберовских описаний. Свою концепцию он излагает кратко: «Я, как мог, старался защитить эту женщину». Самостоятельно придумав оформление и выстроив на сцене некое подобие салона Эммы, с помощью перемены света мгновенно превращающееся в квартиру для свиданий или ложу парижского театра, Марин лишь намекает на XIX век. Главной же деталью его декораций станет пианино, за которым Эмма (Ольга Литвинова) исполнит семь музыкальных монологов, раскрывающих, как говорят очевидцы репетиций, героиню Флобера куда полнее, чем долгие и пафосные признания в любви. Есть все основания этому верить, ведь актриса Ольга Литвинова утонченно-музыкальна, а композитор (и по совместительству сын режиссера) Дмитрий Марин написал очень яркую музыку. Напоследок предупредим блюстителей нравственности: ничего непристойного в спектакле нет, но и морализма, слава богу, тоже.

фото с репетиции спектакля: пресс-служба


«Жанна»
Театр Наций

Несправедливо, но факт: в мировой драматургии пьес о женщинах куда меньше, чем о мужчинах. Не зря, не зря великая Сара Бернар играла Гамлета! Пьесы же, в центре которых не юная пылкая возлюбленная, а дама бальзаковского возраста, — можно пересчитать по пальцам. Ситуацию взялась исправить Ярослава Пулинович. Пьесыэтого юного драматурга (слово «драматургесса» феминистки не любят — и правильно делают) последние пару сезонов идут по всей России. Москве же пока знакома только «Наташина мечта» — яростный и беспощадный монолог детдомовки. Героиня «Жанны» — преуспевающая бизнесвумен, слишком долго вырывавшаяся из нищеты и не успевшая обзавестись семьей. В один прекрасный день Жанну бросает молоденький любовник — а дальше начинаются прямо-таки шекспировские страсти, раскрывать которые до премьеры нечестно. Скажем только, что в Театре Наций пьесу ставит недавний выпускник ГИТИСа Илья Ротенберг, а Жанну сыграет экстравагантная литовка Ингеборга Дапкунайте. Так что можно не сомневаться, что текст Пулинович, в котором простые и не слишком красивые
бабьи страсти уживаются с неожиданным юмором, прозвучит как надо.


«Бердичев»
Театр им. Маяковского


Героини следующей премьеры — две сестры, живущие в маленьком украинском Бердичеве. В разное время пьесу Фридриха Горенштейна — драматурга, прозаика, сценариста, писавшего для Андрея Тарковского и Никиты Михалкова,хотели ставить многие, а отважился в итоге один — молодой режиссер Никита Кобелев, чьи спектакли «Любовь людей» и «Враг народа» появились в «Маяковке» в прошлом сезоне. Действие Бердичева растянуто с 1945-го по 1975-й. Сестры живут в одной квартире (а куда бежать-то — всюду нужна прописка), заводят семьи, растят детей — через частную, бытовую жизнь проступает вся история страны. По масштабу повествования пьеса сравнима с романом, да и женские образы Горенштейна — подарок для театра. В «Маяковке» сестер сыграют две отличные актрисы — Татьяна Орлова и Татьяна Аугшкап, кроме них в спектакле заняты: Зоя Кайдановская, Майя Полянская, Мария Болтнева, Игорь Марычев, Расми Джабраилов.

фото: пресс-служба


«Маскарад Маскарад»
Центр им. Мейерхольда


А вот режиссер и драматург Михаил Угаров считает, что именно мужская тема — одна из самых трагических и мало раскрытых в русской литературе: кроме Пушкина и Лермонтова ею, мол, никто всерьез не занимался. Восполняя этот пробел, Угаров решил разобраться, кто такой сегодняшний Арбенин, существует ли для него понятие чести и за что он убил бедняжку Нину. «Какие у него тапочки, почему он носит серьгу в ухе, какие книжки читает? А читает ли он Лермонтова „Маскарад“ — со скукой и почтением? Он, как и мы, понимает внезапное ослепление героя, а потом сам же попадает в такую классическую западню...» — рассуждает Угаров. Словом, вы уже поняли, что его новый спектакль — это диалог лермонтовских персонажей и их сегодняшних потомков, потому слово «маскарад» и повторяется в названии дважды. Сюжет и основные характеры сохраняются, мужской шовинизм тоже: главных персонажей сыграют Егор Корешков, Александр Молочников и Игорь Стам, а яркая женская роль — одна, ее исполнит Александра Ребенок. И вот после этого еще говорят, что мужская тема у нас не раскрыта!

фото: pragency clockwork/orange