Театральная афиша столицы пестрит самыми разными названиями. Спектакли по классике, романтические комедии, громкие антрепризы и скандальные постановки модных режиссеров. А сколько спектаклей, в которых участвуют звезды! Разобраться трудно, но можно. VashDosug.ru подготовил для вас обзор спектаклей-ориентиров, тех, на которые равняются и режиссеры, и актеры, и критики.
«Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве»
Школа драматического искусства
В основе спектакля — одна единственная фраза из «Трех сестер» («Бальзак венчался в Бердичеве»), остальное — гениальная жуть от Дмитрия Крымова, мастера сценических ребусов и визуальных метафор. Его фантазия не подчиняется никаким театральным законам или даже простой логике. Чехов для него только повод к собственному эксперименту.
Крымов и его команда превратили чеховских сестриц в уродливых клоунесс. У Маши «выросли» шишки на ногах, откуда-то появился нос Анны Ахматовой. У Ирины стали гигантскими уши, а Ольга превратилась в седого толстенького колобка. Свою ущербность герои явно не осознают — весело поедают на сцене арбуз, гипнотизируют чайные чашечки, подшучивают друг над другом, сжигают бумажный город в медном тазу. Диалогов из пьесы нет и в помине, как и тягучей атмосферы «ничегонеделания». Ни одной сцены в новом спектакле нельзя предугадать. Возможно, даже сразу понять ничего не получится. Но вот смысл, идею не уловить невозможно. Все мы — маленькие смешные уродцы, которые живут так, как будто бы они бессмертны, а горя не существует. Но рано или поздно и смерть, и горе, случаются. И всех жаль.
«Евгений Онегин»
Театр им. Вахтангова
«Евгений Онегин» Римаса Туминаса — плоть от плоти русской ментальности, и он сказочно щедр на подарки зрителю. Подобно ренгтену просвечивает он язвы русских пороков и делает очевидными добродетели. Пресловутая энциклопедия русской жизни становится видимой и осязаемой. С мягким, почти что нежным юмором и фирменной изысканностью сыграно здесь «русское народное»: плохие дороги, чванливая знать, пошлый свет, мещанская старость. Но главное, конечно, не это. Этот спектакль — прощание с юностью, с идеалами, с любовью. Детально изобразив жизнь двух пушкинских сестер, Туминас на самом деле сочинил гимн грезам ушедшей юности, пылким надеждам, легкокрылым мечтам. Сцена, в которой Татьяна ждет Онегина, получившего ее письмо ( танец с садовой скамейкой), войдет во все театральные энциклопедии. Вообще в этом спектакле безупречно все. Изумительной красоты сценография Адомаса Яцовскиса, грандиозная музыка Фаустаса Латенаса, прекрасные костюмы Марии Даниловой... И, конечно, актеры: Сергей Маковецкий, Виктор Добронравов, Владимир Вдовиченков, Людмила Максакова, Ольга Лерман... Одним словом, смотреть обязательно.
«Чайка»
Сатирикон
«Триптих»
Мастерская Фоменко
Самый масштабный спектакль Петра Фоменко практически его театральное завещание. Мастер объединил произведения своего любимого Пушкина. И в «Триптих» вошли «Граф Нулин», «Каменный гость» и «Сцены из Фауста». Сначала перед зрителем милый анекдотец, в финале — мистическая трагедия. Но никаких противоречий! В одном спектакле можно обнаружить не только знаменитое фоменковское кружево (три кита «Мастерской» — юмор, легкость, музыкальность), но и неожиданно мрачную философию и саркастические выводы о смысле жизни и смерти. А сколько в «Триптихе» сценических эффектов! Никак нельзя пропустить и Кирилла Пирогова в роли дона Гуана, Галину Тюнину в роли Анны, Лауру-Мадлен Джабраилову, Мефистофеля-Карэна Бадалова. Любимые «старые» фоменки в самом главном своем спектакле — настоящий рай для театральных гурманов.
«Добрый человек из Сезуана»
Театр им. Пушкина
Заново переведенная пьеса Брехта (автор перевода Егор Перегудов) на сцене Театра Пушкина ожила и превратилась в решительное и бескомпромиссное режиссерское высказывание. Совсем не про социальные мотивации революций. Но про то, как опасно сегодня любить, жалеть и прощать. Общество во все времена не жалеет слабых. Проститутка Шен Те имела неосторожность не совладать с чувствами. Весь спектакль — демонстрация того, какую цену она за это заплатила. Чтобы спастись и от друзей, и от врагов, Шен Те пришлось переодеться в «двоюродного брата». Тот решил проблемы, потому как мог позволить себе быть каким угодно жестоким и беспринципным. Счастливее от этого никто не стал. И страшный вопль женщины, отважившейся любить («Помогите!») все равно раздался. Главную роль в «Добром человеке...» исполняет Александра Урсуляк, обладающая всесокрушающей актерской «пристрастностью», мощной харизмой и редким даром быть услышанной. В большей степени благодаря ей, «Добрый человек из Сезуана» и состоялся так грандиозно. Спектакль уже завоевал массу театральных наград, в том числе «Золотую маску» за лучшую женскую роль.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Идеальный муж»
МХТ им. Чехова
Ставший культовым спектакль Константина Богомолова — пятичасовая комедия якобы по Оскару Уайльду (его Богомолов «скрестил» и с Шекспиром, и с Чеховым, и с полублатными хитами русского шансона). Здесь разгадывать режиссерскую концепцию не придется: с первых минут действия ясно, что спектакль — злая пародия на современную Россию.Ромео и Джульетта сегодня — это два гея, скрывающих свою связь, потому как ни политику, ни известному певцу не пристало «позориться». Три сестры — гламурные фифы из Vogue-кафе, мечтающие «работать». А Мефистофель — батюшка, благославляющий все непотребства власти и открыто содержащий сиротский приют для извращенцев. Если вам нравятся шутки про религию, геев, Путина и псевдорублевских шлюх, вам точно сюда. Такого талантливого абсурда в театре вы еще не видели! А если видели, не сомневаемся, что захотите повторить.
«Записки покойника»
Студия театрального искусства
«Анархия»
Современник
Спектакль произвел среди театральной общественности эффект разорвавшейся бомбы. Как же — театр с репутацией, и вдруг мат на сцене. В качестве основы — не интеллигентный Чехов, а ныне здравствующий «хулиган» Майк Пэкер, наконец, режиссер — не мэтр и не юный талант, а «неприкасаемый» рокер Гарик Сукачев.Ставить «Анархию» Сукачева уговорил Михаил Ефремов. Он же, к слову, сыграл в ней главную роль. Обаяние актера с репутацией дебошира и аутсайдера репертуарных театров сделало свое дело, — история про престарелых панков, решившихся воссоединиться ради заработка, вышла и убедительной, и эффектной. Компанию Ефремову составили Дмитрий Певцов, Василий Мищенко и Мария Селянская. Актеры играют в «Анархию» с неподдельным внутренним восторгом. Хотя развлекательное начало в постановке берет верх над основным авторским посылом, каждому зрителю очевидно, что за пьяными перебранками, антиправительственной демагогией, разговорами «за жизнь» и финальным дебошем стоит нечто большее. Точнее — главный вопрос сегодняшнего дня, — какую цену следует заплатить, чтобы купить именно тебя.
«Таланты и поклонники»
Театр им. Маяковского
Если вы еще не видели спектакль Миндаугаса Карбаускиса о театральном закулисье, непременно сделайте это. Постановка отмечена всевозможными театральными премиями, с нее началось триумфальное возрождение «Маяковки». В первом акте героиня Ирины Пеговой Саша Негина мечтает о славе и сцене. Но живет она в убогой квартире, мыкается с маменькой (ее блистательно играет Светлана Немоляева), пытается увернуться от назойливых богачей, жаждущих заполучить ее в качестве содержанки. Во втором акте ее кружат новые перспективы — Негина отдается в руки обходительного владельца заводов-пароходов Великатова (Михаил Филиппов) и уезжает царствовать в его театре. Трогательно шевелит она подол ситцевого платья, давая понять, что уезжает легко, «с ветерком». История про театральные нравы стара, как мир, но режиссеру и его команде удалось преподнести ее так, будто о «жестоких играх» закулисья никто и не догадывается.
«№ 13D»
МХТ им. Чехова
Самый веселый спектакль Москвы вернулся на сцену МХТ: с другим актерским составом и в модном формате. В яркую шотландскую клетку затянуты стены номера гостинцы, в которой случается безумная история авторства Рэя Куни. Политик, жаждущий «предаться страсти» с секретаршей (его вместо Авангарда Леонтьева играет Игорь Верник) обнаруживает в номере тело незнакомого мужчины средних лет («труп» по-прежнему изображает феноменально двигающийся Леонид Тимцуник). Обнародовать новость значит положить конец репутации. Приходится крутиться, вызвав на помощь преданного секретаря. В первом варианте постановки его играл Евгений Миронов. Однако Сергей Угрюмов, при всей неизбежности сравнений, тоже прекрасно справляется с образом непутевого девственника, который боится мамы и ее сиделки. Поскольку номер в гостинице тринадцатый, то в нем постоянно что-то взрывается, искрит и падает. Еще и секретарша (ее играет Паулина Андреева) и монашка (трогательная Ирина Пегова) носятся по сцене в кружевном белье. В общем, аттракционов хватает. Шуточный видео-финал добавляет ремейку очков, — чеховская чайка летит в Камергерский переулок, к легендарному занавесу, а по дороге успевает задеть Биг-Бен и кремлевского двухглавого орла. Идеальная комедии положений, «№ 13D» действует на зрителя, как витамин: мгновенно поднимает тонус. А пропускать шанс от души посмеяться (особенно промозглой весной) ну никак не стоит.