В преддверии 8 марта VashDosug.ru решил написать о спектаклях по произведениям, написанным женщинами. В нашем обзоре — самые яркие спектакли для любительниц мелодрам, психологических триллеров, философских притч и литературных экспериментов.
«Фантазии Фарятьева»
Мастерская Петра Фоменко
Так по-женски. Источник: Так по-женски. Автор: Так по-женски
Пьеса драматурга и киносценариста Аллы Соколовой о чудаковатом стоматологе Фарятьеве, влюбленном в постоянно несчастную учительницу музыки Сашу, написана в советские времена. И хотя с той поры в стране многое изменилось, люди, мечтающие о далеких мирах и всеобщем счастье, еще находятся. О современных фарятьевых и поставила свой спектакль Вера Камышникова. А художник Мария Трегубова ей в этом очень помогла. Под руководством главной художницы театра Дмитрия Крымова cоветская квартирка-клетушка провинциального городка на Старой сцене Мастерской превратилась во вполне современный безумный космос (здесь раздвигаются стены, на лестничной клетке живут космонавты, а потолок превращается в небеса). Этот космос — отражение фантазий Павла Фарятьева, который уверен, люди на Земле — лишь случайные гости. В финале зрителям предлагается решить: мечтать не вредно или все-таки жизненно необходимо? Светлый и грустный спектакль стоит смотреть еще и из-за игры прекрасных «фоменок»: Рустэма Юскаева, Полины Кутеповой, Галины Кашковской и и Веры Строковой.
фото Ларисы Герасимчук
«Зажги мой огонь»
Театр.doc
Так по-женски. Источник: Так по-женски. Автор: Так по-женски
Самый знаменитый спектакль Театра.doc — оригинальный проект драматурга Саши Денисовой (сегодня работающей в Маяковке). Вместе с режиссером Юрием Муравицким она придумала историю о том, что бы было, если бы Джим Моррисон, Дженис Джоплин и Джимми Хендрикс росли в СССР. Были свидетелями родительских ссор, сбегали из дома, врали в школе, курили траву и сочиняли мрачные вирши.
Спектакль отлично структурирован, как такового финала у него нет. Актеры (Арина Маракулина, Алексей Юдников, Анна Егорова, Ильяс Тамеев, Михаил Ефимов и Талгат Баталов ) ловко жонглируют ролями и образами, шутками и сокровенными признаниями. Они по сути делятся своими личными историями, зачитывают дневниковые записи и рассказывают про самое-самое. А общий «дуракаваляшный» стиль подчеркивает пьянящую интимность произносимого текста. Девочки узнают себя в юной Дженис, которую гнобили в школе, мальчики — в юношеских бунтах, ставших принципами их короткой жизни. Ну и, конечно, в этом спектакле много той самой музыки: с удовольствием вспоминается забытый фальцет Джоплин, гитарные выкрутасы Хендрикса, и голос-крик Моррисона.
фото Владимира Луповского
«Моя Марусечка»
Et cetera
Так по-женски. Источник: Так по-женски. Автор: Так по-женски
Мастерица инсценировать редкую прозу Марина Брусникина поставила камерный спектакль. На этот раз ее чуткий режиссерский дар коснулся повести Александры Васильевой «Моя Марусечка». Речь в нем идет о шестидесятилетней жительнице деревни Марии Христофоровне, Марусечке. Героиня — собирательный образ праведницы, всегда готовой помочь, простить и понять. В горькой ее судьбе зритель видит пример отваги перед тяготами жизни. В нелепой смерти — доказательство того, что гибнут всегда самые светлые. Незамысловатая история любопытна прежде всего своим необычным языком. Васильева не стесняется витиеватых метафор, красочных описаний и эффектных сравнений. А Брусникина акцентирует внимание зрителя на самобытности такого языка. С ювелирной точностью ею выверены все смысловые акценты и паузы в диалогах героев. Саму Марусечку играют сразу пять актрис, они же по очереди примеряют на себя образы остальных действующих лиц. Смотреть спектакль нужно обязательно. И не в последнюю очередь потому, что так легче будет вспомнить человека сильной души, однажды встретившегося и в нашей жизни.
фото Михаила Гутермана
«Мой внук Вениамин»
РАМТ
Так по-женски. Источник: Так по-женски. Автор: Так по-женски
Житейскую историю о женщинах, которые любят слишком сильно (пьеса Людмилы Улицкой!), поставила в РАМТе Нина Дворжецкая. Под ее началом заслуженные артистки Наталья Рязанова и Наталья Платонова сыграли двух сестер-евреек, по-разному понимающих, что такое материнская любовь. Одна (Эсфирь Львовна) держит ее как знамя и не дает любимому чаду жить своей жизнью. Вторая (Елизавета Яковлевна) страдает молча, но «дитю» не перечит. Постановка случилась не отягощенная суровыми концептами или зрелищной сценографией. Зато здесь все до слез трогательно. И оправдано пронзительной интонацией, которая свойственна пьесам Людмилы Улицкой. Это мелодрама высшей пробы — со слезами, смехом и улыбкой всепрощения. Отдельно стоит сказать об удачной сценографии, делающей этот спектакль уютным. Стол, чашки-ложки, часы, комод, салфетки... Все небольшое камерное пространство Черной комнаты РАМТ в буквальном смысле кажется обжитым, семейным. И оно не отвлекает внимания от героев, их радостей, печалей и надежд на счастье. Кстати, сама Улицкая осталась этим спектаклем очень довольна.
фото Михаила Гутермана
«Марина»
Гоголь-центр
Так по-женски. Источник: Так по-женски. Автор: Так по-женски
Автор пьесы «Марина», положенной в основу спектакля неутомимого Гоголь-центра — современный драматург Люба Стрижак. Пьеса, кстати, до того понравилось Кириллу Серебренникову, что он даже думал ставить ее сам. Но досталась она Жене Беркович. Молодой режиссер превратила странную сказку про заблудившуюся в лесу девочку в самый настоящий психологический триллер с участием матерящихся «ментов» и «геев». Точнее одного «гея». Зато какого! Милош (потрясающая работа Игоря Бычкова) — не просто ярко выраженный «голубой», он еще и экстрасенс. Видит людей насквозь и не боится говорить им страшную правду в лицо. Также в поисках пропавшей в лесу девочки участвуют странная Марина (Светлана Иванова-Сергеева), частный детектив Игорь (Сергей Галахов), циничная бабушка (старейшая актриса Театра Гоголя Людмила Гаврилова) и еще как минимум пятеро героев. И...окровавленные призраки убитых маньяком девочек. Происходящее зыбко, подчас необъяснимо вовсе. Но есть и то, что понятно сразу: каждый взрослый — это заблудившийся ребенок. И его нужно непременно найти.
фото: пресс-служба