В преддверии 8 марта VashDosug.ru решил написать о спектаклях по произведениям, написанным женщинами. В нашем обзоре — самые яркие спектакли для любительниц мелодрам, психологических триллеров, философских притч и литературных экспериментов.

«Фантазии Фарятьева»
Мастерская Петра Фоменко



Пьеса драматурга и киносценариста Аллы Соколовой о чудаковатом стоматологе Фарятьеве, влюбленном в постоянно несчастную учительницу музыки Сашу, написана в советские времена. И хотя с той поры в стране многое изменилось, люди, мечтающие о далеких мирах и всеобщем счастье, еще находятся. О современных фарятьевых и поставила свой спектакль Вера Камышникова. А художник Мария Трегубова ей в этом очень помогла. Под руководством главной художницы театра Дмитрия Крымова cоветская квартирка-клетушка провинциального городка на Старой сцене Мастерской превратилась во вполне современный безумный космос (здесь раздвигаются стены, на лестничной клетке живут космонавты, а потолок превращается в небеса). Этот космос — отражение фантазий Павла Фарятьева, который уверен, люди на Земле — лишь случайные гости. В финале зрителям предлагается решить: мечтать не вредно или все-таки жизненно необходимо? Светлый и грустный спектакль стоит смотреть еще и из-за игры прекрасных «фоменок»: Рустэма Юскаева, Полины Кутеповой, Галины Кашковской и и Веры Строковой.

фото Ларисы Герасимчук


«Зажги мой огонь»
Театр.doc



Самый знаменитый спектакль Театра.doc — оригинальный проект драматурга Саши Денисовой (сегодня работающей в Маяковке). Вместе с режиссером Юрием Муравицким она придумала историю о том, что бы было, если бы Джим Моррисон, Дженис Джоплин и Джимми Хендрикс росли в СССР. Были свидетелями родительских ссор, сбегали из дома, врали в школе, курили траву и сочиняли мрачные вирши.
Спектакль отлично структурирован, как такового финала у него нет. Актеры (Арина Маракулина, Алексей Юдников, Анна Егорова, Ильяс Тамеев, Михаил Ефимов и Талгат Баталов ) ловко жонглируют ролями и образами, шутками и сокровенными признаниями. Они по сути делятся своими личными историями, зачитывают дневниковые записи и рассказывают про самое-самое. А общий «дуракаваляшный» стиль подчеркивает пьянящую интимность произносимого текста. Девочки узнают себя в юной Дженис, которую гнобили в школе, мальчики — в юношеских бунтах, ставших принципами их короткой жизни. Ну и, конечно, в этом спектакле много той самой музыки: с удовольствием вспоминается забытый фальцет Джоплин, гитарные выкрутасы Хендрикса, и голос-крик Моррисона.

фото Владимира Луповского


«Моя Марусечка»
Et cetera



Мастерица инсценировать редкую прозу Марина Брусникина поставила камерный спектакль. На этот раз ее чуткий режиссерский дар коснулся повести Александры Васильевой «Моя Марусечка». Речь в нем идет о шестидесятилетней жительнице деревни Марии Христофоровне, Марусечке. Героиня — собирательный образ праведницы, всегда готовой помочь, простить и понять. В горькой ее судьбе зритель видит пример отваги перед тяготами жизни. В нелепой смерти — доказательство того, что гибнут всегда самые светлые. Незамысловатая история любопытна прежде всего своим необычным языком. Васильева не стесняется витиеватых метафор, красочных описаний и эффектных сравнений. А Брусникина акцентирует внимание зрителя на самобытности такого языка. С ювелирной точностью ею выверены все смысловые акценты и паузы в диалогах героев. Саму Марусечку играют сразу пять актрис, они же по очереди примеряют на себя образы остальных действующих лиц. Смотреть спектакль нужно обязательно. И не в последнюю очередь потому, что так легче будет вспомнить человека сильной души, однажды встретившегося и в нашей жизни.

фото Михаила Гутермана


«Мой внук Вениамин»
РАМТ



Житейскую историю о женщинах, которые любят слишком сильно (пьеса Людмилы Улицкой!), поставила в РАМТе Нина Дворжецкая. Под ее началом заслуженные артистки Наталья Рязанова и Наталья Платонова сыграли двух сестер-евреек, по-разному понимающих, что такое материнская любовь. Одна (Эсфирь Львовна) держит ее как знамя и не дает любимому чаду жить своей жизнью. Вторая (Елизавета Яковлевна) страдает молча, но «дитю» не перечит. Постановка случилась не отягощенная суровыми концептами или зрелищной сценографией. Зато здесь все до слез трогательно. И оправдано пронзительной интонацией, которая свойственна пьесам Людмилы Улицкой. Это мелодрама высшей пробы — со слезами, смехом и улыбкой всепрощения. Отдельно стоит сказать об удачной сценографии, делающей этот спектакль уютным. Стол, чашки-ложки, часы, комод, салфетки... Все небольшое камерное пространство Черной комнаты РАМТ в буквальном смысле кажется обжитым, семейным. И оно не отвлекает внимания от героев, их радостей, печалей и надежд на счастье. Кстати, сама Улицкая осталась этим спектаклем очень довольна.

фото Михаила Гутермана


«Марина»
Гоголь-центр



Автор пьесы «Марина», положенной в основу спектакля неутомимого Гоголь-центра — современный драматург Люба Стрижак. Пьеса, кстати, до того понравилось Кириллу Серебренникову, что он даже думал ставить ее сам. Но досталась она Жене Беркович. Молодой режиссер превратила странную сказку про заблудившуюся в лесу девочку в самый настоящий психологический триллер с участием матерящихся «ментов» и «геев». Точнее одного «гея». Зато какого! Милош (потрясающая работа Игоря Бычкова) — не просто ярко выраженный «голубой», он еще и экстрасенс. Видит людей насквозь и не боится говорить им страшную правду в лицо. Также в поисках пропавшей в лесу девочки участвуют странная Марина (Светлана Иванова-Сергеева), частный детектив Игорь (Сергей Галахов), циничная бабушка (старейшая актриса Театра Гоголя Людмила Гаврилова) и еще как минимум пятеро героев. И...окровавленные призраки убитых маньяком девочек. Происходящее зыбко, подчас необъяснимо вовсе. Но есть и то, что понятно сразу: каждый взрослый — это заблудившийся ребенок. И его нужно непременно найти.

фото: пресс-служба