Явный лидер нынешнего сезона, Константин Богомолов выпускает новую версию своей «Чайки». Действие главной пьесы Чехова происходит в эпоху освоения космоса.
Действие «Чайки» начиналось году примерно в 1958-м, а заканчивалось после полета Гагарина: старый телевизор без конца транслировал рассказы первого космонавта. В писателе Тригорине можно было заподозрить адепта соцреализма, а в Косте Треплеве — будущего Даниэля или Синявского. Через пору «оттепели», чем дальше, тем сильнее, проглядывал день сегодняшний. Потрескивающие пластинки с песнями Людмилы Зыкиной чередовались с «Часовыми любви» Окуджавы, лагерными песнями Галича, а сам Треплев, взяв гитару, пел «Осень» Шевчука. Гостиная в усадьбе Сорина, которую художник Лариса Ломакина соорудила на основной мхатовской сцене, больше напоминает учительскую, по случаю летнего ремонта набитую старой мебелью — столы с перевернутыми стульями, серые стены, казенный свет. Задней стены нет — комната кончается пугающим провалом. Стена с зарешеченным окном, делающая пространство еще более тесным, впервые спустится вместо занавеса в спектакле Кости Треплева, а в финале будет ходить ходуном, словно дом вот-вот развалится, похоронив всех его несчастных обитателей. В прологе за сценой звонко орут школьники, словно колдовское озеро превратилось в детский пляж. Маша, хотя и пробует курить, кокетничая с учителем Медведенко, все еще носит коричневое форменное платье.
На «капустном» фоне выделялся абсолютно трагический Сорин: Сергей Сосновский виртуозно играл маленького служащего, на пороге старости жадно наверстывающего упущенную жизнь. Во время всеобщей пьянки в «учительской» он даже спускался в зал, вытаскивая танцевать какую-то смущенную зрительницу. Так было в прежней «Чайке».
В нынешней, как обещает Богомолов, все станет радикальнее. И есть основания этому верить: Тригорина теперь сыграет Игорь Миркурбанов, удививший Москву своим сумасшедшим папашей Карамазовым и Лордом в «Идеальном муже». Нину — молодая и острохарактерная актриса Светлана Колпакова, а в другом составе — немолодая, но гениальная Роза Хайруллина. В общем, если это и будут чеховские «пять пудов любви», то без пяти пудов гротеска тоже не обойдется. А смотреть надо обязательно. Хотя бы для того, чтобы быть в курсе всех главных событий.
фото (1): пресс-служба
фото (2): Екатерина Цветкова