Начинается «Новая пьеса» — одна из интереснейших программ фестиваля «Золотая маска».
7 марта
театр «Ильхом» (Ташкент) в ЦИМе
«Маска плюс» — это совсем не обязательно те спектакли, что по каким-то причинам недобрали экспертных оценок и не попали в основной конкурс. Это, например, лучшие постановки из дальнего и ближнего зарубежья, основанные на современных текстах. Нынешний проект «Новая пьеса» опровергает все сложившееся клише о том, что новые тексты — сплошной мат, быт и чернуха. Вот, например, Владимир Панков и его «Саундрама» отправились в знаменитый ташкентский «Ильхом», прихватив с собой романтический «жесткач» от Юрия Клавдиева. Два мента, осматривающие заброшенный дом, где притаились в ожидании дозы два наркомана. Таинственная девушка с ружьем, спрятавшаяся среди развалин, чтобы отомстить за убитого отчима — это вам не фунт изюма. Однако Панкову, его «Саундраме» и музыкантам ташкентского ансамбля Omnibus удалось превратить эту социальную драму во что-то вроде современной оперы, передающей полифонию сегодняшнего города: не только его грубость и безысходность, но и его нежность и романтику. Отдельно хочется сказать об актерах «Ильхома», существующих на пределе бесстрашия. Как и почему — станет ясно на спектакле.
«Я — это я»
8 марта
компания Studio Six (Нью-Йорк) в культурном центре «ЗИЛ»
Пьесу Александры Чичкановой, ученицы Николая Коляды и менеджера екатеринбургского Коляда-театра, покончившей с собой два года назад, поставила американка Николь Контолефа, закончившая в Школу-студию при МХАТ. В Нью-Йоркеэтот спектакль играли, путешествуя по тропинкам осеннего парка, московским же зрителям предстоит пробираться по лабиринтам ДК «ЗИЛ», отвечая на нелегкие вопросы о себе и восприятии себя глазами других. Общения глаза в глаза с актрисой не удается избежать никому. И все же, как утверждают видевшие, «Я — это я» — совсем не беспросветная чернуха, а своего рода лечение театром. Во всяком случае, в Нью-Йорке после спектакля недовольных не было.
8 марта
творческая группа Operomania (Вильнюс) в ЦИМе
Литовский спектакль «Хорошего дня!» — это опера для десяти кассирш, звуков супермаркета и фортепиано. Ее поставила совсем молодая литовка Ругиле Барзджюкайте на музыку столь же юной Лины Лапелите. И хотя реалии в спектакле самые узнаваемые: исполнительницы, сидя в полуметре от зрителей, одна за другой, пропевают монологи о своей жизни, не забывая то и дело хором желать всемхорошего дня, а ощущение остается очень светлое. От изящества, иронии и чистых голосов, которыми исполняются документальные тексты, рассказывающие о беспросветной жизни разных поколений женщин в сегодняшнем Вильнюсе.
11 марта
ТЮЗ (Хабаровск) в Театре им. Моссовета (сцена под крышей)
Режиссер Борис Павлович — худрук кировского театра «На Спасской», чей спектакль «Видимая сторона жизни» (по стихам поэта Елены Шварц) стал одним из главных событий прошлой «Маски плюс», на этот раз покажет спектакль, основанный на сюжете «Анны Карениной». Пьесу по мотивам романа написал легендарный Клим (псевдоним драматурга и режиссераВладимира Клименко). Три актрисы и трое актеров об разуют хор, они же перевоплощаются в персонажей Толстого, меняясь ролями и чередуя бесстрастность с экстатической скороговоркой. Этот необычный, стильный спектакль не может заменить роман Толстого, зато может приблизить сегодняшнего зрителя к пониманию толстовских героев.
«Папа»
12 марта
Театр «18+» (Ростов-на Дону) в «Театре.doc»
Режиссер Юрий Муравицкий и драматург Любовь Мульменко записали на диктофон случайные беседы в ростовских кафе, диалоги в автобусах, перепалки на рынке, а кое-что просто подслушали у ничего не подозревающих горожан. На получившийся документальный текст наложили музыку ростовских авангардистов: синтезаторного гения по прозвищу Папа Срапа, дарк-шансонье Дениса Третьякова и двуххудожников, сочиняющих казачий православный рэп. В итоге вышел талантливый перформанс (сам режиссер называет его трэш-мюзиклом), доказывающий, что хаос вокруг нас — это не так уж плохо, а казаки — не только воинственные, пафосные мужчины с нагайками, которые являются, чтобы указать неформалам на их место.
«Пассажиры»
13 марта
группа Periscop (Хельсинки) в ЦИМе
В стерильном и безликом пространстве аэропорта встречаются молоденькая японка и финн. Их ничего не связывает, кроме пресловутой европейской политкорректности — именно она толкает героев навстречу друг другу. «Пассажиры», однако, дают возможность не только насладиться современной финской мелодрамой, но и оценить, как виртуозно используются в театре высокие технологии и медиа.
фото: пресс-служба фестиваля