Всенародно любимая пьеса Бернарда Шоу в каких только странах не шла в кино и в каких только театрах не ставилась. В Москве и сегодня «Пигмалион» — чуть ли не обязательный пункт успешного репертуара. VashDosug.ru составил для вас обзор самых ярких версий истории любви между профессором Хигинсом и его замарашкой ученицей Элизой. Звездный состав актеров гарантируется.
«Пигмалион»
Современник
Яркий и смешной спектакль Галины Волчек собирает аншлаги с 1994 года. В нем даже успел смениться главный состав. Циничного профессора Хиггинса вместо Валентина Гафта играет Сергей Маковецкий, а Елену Яковлеву в роли Элизы Дулитл заменила Алёна Бабенко. История, рассказанная Бернардом Шоу, приобрела в «Современнике» особый колорит, более современный, если не сказать народный. Искрометный юмор диалогов растаскан на цитаты. Растиражированы перлы вроде «настоящая ледя», «чевсная деушка», «зрасьте». Но самое главное — постановка дарит зрителям великую иллюзию большого чувства между английской золушкой и джентльменом-циником. Изголодавшиеся по сказкам российские театралы с большим удовольствием наблюдают за тем, как Хиггинс пытается скрыть привязанность к ученице, а по уши влюбленная ученица — девичью обиду за невнимание. И Маковецкий, и Бабенко держат спектакль, как шкатулку с драгоценностями — любуются ею, но из рук не выпускают. Шанс увидеть, как они счастливы, играя предложенные роли — ни с чем не сравнимое удовольствие.
фото Михаила Гутермана
«Лондон шоу»
Сатирикон
Эффектные декорации, узнаваемая музыка, внятная режиссура без намека на модные концепции — все составляющие постановки с уточняющей приставкой «хит». Константин Райкин погрузил сюжет о внезапной любви ученого-филолога и его замарашки-ученицы в атмосферу немого кино. Прямые ассоциации с чаплиновскими шедеврами закрепила музыка из черно-белых фильмов и мерцающий, сбивчивый свет в бессловесных эпизодах. Сатириконовский конёк — открытое лицедейство, и в этом спектакле лицедейства хоть отбавляй. Чуть-чуть больше, чем надо эксцентричны профессор Хиггинс (его в очередь играют Максим Аверин и Артем Осипов); Элиза (Елизавета Мартинес Карденас/ Альбина Юсупова), миссис Пирс и даже папаша Дулитл (Григорий Сиятвинда/Денис Суханов). Последние и вовсе превращают каждое свое появление в клоунский скетч. Впрочем, все эти преувеличения спектаклю впору — вы непременно будете смеяться каждый раз, когда Хиггинс снова растянет гласные, а Дулитл прогонит с себя блох первым попавшимся предметом из дорогой обстановки профессора.
фото Екатерины Цветковой
«Пигмалион»
Маскарад
Если вам трудно представить острохарактерную актрису Олесю Железняк в роли прекрасной и романтичной герцогини, обязательно сходите на спектакль режиссера Романа Самгина. Вы убедитесь, что Железняк одинаково хороша в образе страшилки-цветочницы и образе светской красавицы с влюбленным сердцем. Этот спектакль — практически ее бенефис, и что самое интересное — Олеся почти не пользуется здесь привычными для себя красками клоунады и гротеска. При этом остается феноменально смешной (чего стоит одна только сцена приема у миссис Хиггинс, когда Элиза начинает говорить о погоде!). Железняк играет не маску, но характер. Ее цветочница — девушка с сильным стержнем, и его не сломить даже Александру Галибину, играющему грубоватого циника Хиггинса. Занятные образы вытаскивают на сцену Лариса Голубкина (Миссис Хиггинс), Алексей Маклаков (мистер Дулитл) и Олег Кассин (полковник Пикеринг). Оформлен спектакль не по-антрепризному оригинально, всего один говорящий пример: на сцене стоит коробка, обклеенная черно-белыми фотографиями Лондона, чуть позже с ней случаетсмя презабавная метаморфоза. Какая именно говорить не будем, лучше смотрите сами.
«Пигмалион»
Театральный марафон
Павел Сафонов — режиссер, которого любят и зрители, и критики. В спектакль «Пигмалион» на главные роли он пригласил свою супругу — актрису Ольгу Ломоносову и ее партнера по сериалу «Не родись красивой» Григория Антипенко (сегодня работающего в Театре Вахтангова). Кроме того, в его спектакле заняты сама Юлия Рутберг и Сергей Колтаков.
Несмотря на тот факт, что текст Бернарда Шоу сохранен полностью, действие явно происходит в каком-то другом, не лондонском измерении начала века. Стильные декорации художника Евгении Панфиловой (черно-белый антураж как символ английской любви к регламентированной, «правильной» жизни), пластический рисунок хореографа Альберта Альбертса и авторская узнаваемая режиссура Пафла Сафонова — три кита спектакля, совсем не похожего на антрепризу. Кстати, он и критиками оценен не как антрепризный. За фасадом внешней комедийной мелодрамы здесь кроется вполне себе драма. О том, как циничны и беспардонны порой бывают учителя, воспринимающие самих себя истиной в последней инстанции. Впрочем, искренний смех зрителю тоже гарантирован. Как и хэппи-энд.
фото Екатерины Цветковой