На этой неделе начинается основной конкурс «Золотой маски». В обзоре «ВД» — лучшие московские спектакли.

«Евгений Онегин»
Театр им. Вахтангова
24 марта

Начнем с «тяжеловесов». Редкий случай: в нынешнем конкурсе «Маски» — сразу два «Евгения Онегина». А театральный блокбастер от Римаса Туминаса, совсем недавно получивший премию «Гвоздь сезона» и теперь претендующий на «Маску» сразу в шести номинациях, можно посмотреть уже на этой неделе.«Онегин» Туминаса временами напоминает философские заметки на полях пушкинского романа, а то вдруг — легкомысленные рисунки. Собственно, и сам Александр Сергеевич, как известно, обожал рисовать на полях рукописи женские головки. Вот так же мелькает в спектакле кудрявая улыбчивая Ольга, не расстающаяся с гармошкой и все норовящая спеть дуэтом с Ленским. Впрочем, Ленских в спектакле два: совсем молодой (Василий Симонов) и пожилой (Олег Макаров). Скажете: что за чушь, ведь Онегин убил Ленского во цвете лет — это знают даже те, кто Пушкина не читал. Однако Туминас населяет свой спектакль призраками: вот таким мог бы быть Ленский, если бы дожил до седин. А этот не расстающийся с бутылкой офицер, разжалованный за мятеж декабристов, сосланный на Кавказ и вернувшийся оттуда инвалидом, — неужели это Онегин? Может, да, а может, и нет — точного ответа в спектакле нет, да ведь и 10-я глава романа, в которой Пушкин намеревался сделать Онегина декабристом, не сохранилась. Вот потому рядом с разгульным офицером (Владимир Вдовиченков) существует и другой Онегин (Сергей Маковецкий) — постаревший, все потерявший и тщетно пытающийся составить письмо Татьяны из разрозненных полуистлевших клочков.

фото: пресс-служба


«Идеальный муж. Комедия»
МХТ им. А.П. Чехова
30 марта

Забавно, что именно Уайльда с его безупречным вкусом и изысканностью Константин Богомолов сделал материалом для масштабной фрески о воровстве, цинизме, а главное — вопиющей пошлости российской действительности. Собственно, от «Идеального мужа» осталась только завязка интриги — коррумпированный госчиновник и авантюристка, угрожающая раскрыть финансовые махинации его юности. У обрусевших героев Уайльда все грубее: вместо компромата миссис Чивли (Марина Зудина) предъявляет министру резиновых изделий Роберту Тернову (Алексей Кравченко) айфон с записью его свидания с любовником — звездой шансона по прозвищу Лорд (один из претендентов на «Маску» — Игорь Миркурбанов). В обмен на ролик предприимчивая дамочка хочет получить госзаказ на производство «резиновой хрени», который из года в год выигрывает Гертруда, жена Тернова (Дарья Мороз). Если вы уже видели этот спектакль, знаете, что сюжет в нем — не главное, а если не видели, стоит немедленно посмотреть. Так легко и свободно в нашем театре больше нигде не дышат. Оценит ли это «легкое дыхание» и безбашенное озорство жюри «Маски» — станет ясно на финальной церемонии.Отдельно стоит сказать пару слов для любителей лав-стори. Парадокс в том, что хулиганский и отвязный спектакль Константина Богомолова при внимательном взгляде оказывается... любовной драмой с трагическим финалом: ворюга-министр и убийца Лорд — единственные из всех героев, кто способен любить не что-то (деньги, должность), а кого-то и жертвовать во имя любви. А уж чем и для кого именно — неважно.

фото: Екатерина Цветкова


«Как важно быть серьезным»
Школа драматического искусства
27, 28 марта

Раз уж мы начали об Уайльде, то стоит продолжить. Если вас возмущает вольное обращение с английским классиком, отправляйтесь в «Школудраматического искусства» на спектакль Игоря Яцко, поставленный в Малом зале — и, стало быть, претендующий на награду в номинации «Лучший спектакль малой формы». Тут бережны с автором, умеют носить костюмы, а главное — без видимых усилий перевоплощаться в леди и джентльменов, источающих (если прислушаться) иронию ничуть не менее ядовитую, чем герои обрусевшего «Идеального мужа». Однако «грязными» российскими реалиями тут и не пахнет, атмосфера элегантна, а манеры безупречны. Лучшего подарка для эстетов, мечтающих хотя бы на пару часов выключиться из пресловутой российской реальности, не сыскать.


«Алиса и государство»
ЦИМ
25 марта

Если все же вы привыкли искать в театре ответы на насущные вопросы, отправляйтесь в ЦИМ.Актриса Инна Сухорецкая чем-то похожа на кэрролловскую Алису — она ее и играет. Только выпускники «Школы театрального лидера» — драматург Саша Денисова и режиссер Алексей Жеребцов сменили предлагаемые обстоятельства, «прописав» Алису в России и заставив сдавать экзамен по основам государства и права. А она провалилась. То есть в буквальном смысле — упала со страху в обморок и вместо душной аудитории и стола с зеленым сукном очутилась в гуще современного общества, устроенного по таким законам, которыеи не снились автору «Зазеркалья». Говорящие цветы Роза, Лилия и Маргарита обсуждают у подъезда проблемы ЖКХ. Депутат Гусеница тонет в клубах табачного дыма, выдумывая новые законы, а саму Алису приглашают на Болотное чаепитие, с которого она прямиком попадет в суд. Ну, словом, вы все поняли. Отрадно, что такие обаятельные и смелые спектакли тоже выдвигают на «Маску» — в номинации «Эксперимент».

фото: пресс-служба