В Театре Наций вышел спектакль по пьесе драматурга Ярославы Пулинович. В русскую бизнесвумен по имени Жанна перевоплотилась актриса Ингеборга Дапкунайте.
Режиссер Илья Ротенберг и его сокурсница, художница Полина Гришина, строят спектакль на контрастах черного и белого: квартира Жанны, расположенная в двух шагах от зрителей (спектакль идет на Малой сцене), сверкает хромом и черным пластиком, а в глубине белеют стены съемного жилья Андрея и Кати, в котором стол и унитаз разделяют метра два. Катя разбрасывает конфетные обертки, переселившийся к ней Андрей заваливает стол едой из супермаркета, а фоном звучит гармошка.
От стука Жанниных каблуков она смолкает, влюбленные ретируются — никого не замечая, Жанна шествует к себе через всю сцену. Все вроде бы ясно: там — тепло человеческих чувств, тут — человеческое вытравлено. Однако все не так просто: обаяние семейного очага доведено до той грани, за которой — легкое омерзение, да и играют Надежда Лумпова и Александр Новин, добавив к портретам своих персонажей чуть-чуть лубочных красок. Вот потому им, терпящим крах (уволив Андрея, Жанна обзванивает партнерские фирмы, требуя его не брать), сочувствуешь меньше, чем холодной, но настоящей Жанне. Фокус в том, что в исполнении Дапкунайте в Жанне появляется особый, небытовой шарм. Собственно, быт — главное, что могло бы убить текст Пулинович, сочетающий документальность новой драмы с банальными ходами кассовой пьесы. Спектакль этой опасности избегает. Изящной смотрится даже сцена с мальчиком по вызову — бедняге приходится работать психотерапевтом, выслушивая Жаннину повесть о том, как в 91-м она заработала свой первый капитал (продала партию макарон, наклеив на них этикетки «сделано в США»). Интересно, какой процент хорошо одетых, ухоженных зрительниц Театра Наций узнает в этом рассказе собственную биографию?
фото Сергея Петрова